Вика Газинская, Мирослава Дума, Денис Симачев и другие на конференции в рамках ПМЭФ
Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) ежегодно собирает несколько тысяч участников со всего мира, которые обсуждают существующие проблемы и перспективы развития мировой экономики. В нынешнем году внимание было также уделено модной индустрии
Тот факт, что о моде заговорили на уровне ПМЭФ, проходящего при участии президента Владимира Путина и делегатов из десятка стран, является по меньшей мере признанием индустрии. В контексте экономики мировой рынок дизайнерской одежды рассматривался на форуме как потенциальный двигатель промышленности.
Слово "рынок" в данном случае следует понимать исключительно как синоним "площадки", поскольку речь на ПМЭФ шла о тех, кто не просто создает одежду на территории России, но и способен с достоинством представить нашу страну на мировом уровне. Так, в качестве спикеров на форуме, привлекшем в этом году внимание около 6500 человек, выступили Вика Газинская и Денис Симачев — основатели собственных брендов, которые на сегодняшний день способны дать практические советы по продвижению модной кампании Made in Russia.
Помимо дизайнеров развитие модной индустрии в стране вчера обсуждали заместитель министра промышленности и торговли России Виктор Евтухов, основатель Buro 24/7 Мирослава Дума, управляющая международным капиталом дворянского рода принцесса Глория фон Турн-и-Таксис и экс-глава Valentino, а ныне президент Fiera di Vicenza Маттео Марцотто.
Дискуссия началась с возвращения к истории России, которая подарила миру великих писателей, художников, режиссеров и ученых. Имена Толстого, Достоевского, Набокова, Малевича, Родченко, Кандинского, Шагала, Стравинского, Менделеева, Дягилева известны всем, но знаменитых российских дизайнеров до сих пор не было. Дело не в том, что у нас никогда не было талантов в этой сфере — обстановка за последние 100 лет совсем не располагала к развитию моды как индустрии. В Советском Союзе процветала легкая промышленность, но подавлялась творческая мысль — на многочисленных заводах и фабриках производились не красивые платья, а одинаковая униформа для советских работниц.
С развалом СССР развалилась и промышленность, а молодым людям, которые занимаются дизайном сейчас, приходится каждый день сталкиваться с разного рода трудностями. На каждом этапе их подстерегают новые проблемы: невозможно найти хорошую ткань российского производства, потому ее приходится импортировать из-за границы, нет системы грантов и субсидий, нет единой регулирующей организации, которая могла бы заняться делами индустрии.
Дизайнеры, как и кинематографисты, художники, ученые, — именно те люди, которые выгоднее всего представляют Россию в глазах мирового сообщества, создавая ее позитивный образ, заставляя, как любое искусство, забывать о политических воззрениях и разнице менталитетов.
Талантливые дизайнеры добиваются успехов больше вопреки обстоятельствам, нежели благодаря. Вика Газинская вышла в финал международного конкурса LVMH и создает финансово успешную коллекцию для известного во всем мире масс-маркет-бренда. Ульяна Сергеенко устраивает показы в Париже и одевает мировых звезд. Все больше и больше русских дизайнеров начинают продаваться в главных универмагах во всем мире. К сожалению, по причине отсутствия условий работы на родине лучшие представители российской модной индустрии вынуждены искать плацдармы для реализации в других странах. Остается только гадать, каких успехов могли бы достичь наши молодые таланты, получи они поддержку со стороны государства: систему грантов, мастерские, послабления в налоговой политике.
Важно не допустить утечки мозгов и талантов, как это часто случалось в советское время. Помимо взращивания отечественных Миуччи Прады и Ральфа Лорена почему мы не можем, как когда-то Швеция и Испания, создать свои Zara и H&M, которые играют немаловажную роль в экономике своих стран? Но, как и молодые таланты, подобные производства нуждаются в помощи государства. А если внимание этим вопросам не будет уделяться на высоком уровне, на жителях нашей страны продолжат зарабатывать американские, европейские и китайские производители. Не стоит забывать, что, по статистике, 10—15% своего дохода россияне тратят на одежду.
Легкая промышленность во второй половине прошлого века превратилась в глобальную отрасль. В период с 1955 по 2000 годы объем торговли текстилем в стоимостном выражении вырос в 34 раза, одеждой — в 249 раз. В 2012 году объем международной торговли одеждой и текстилем достиг $708 млрд, что составило 4% мирового экспорта товаров.
Для большинства развитых стран мира именно легкая промышленность, в первую очередь текстильная отрасль и производство одежды, стала на определенных этапах трамплином для экономического развития. Именно эти отрасли сыграли критически важную роль для экономического развития Великобритании, Японии, отдельных регионов США, развивающихся стран Южной и Юго-Восточной Азии.
В целом зависимость от импорта в отрасли весьма существенна как в части обеспеченности сырьем, так и в производстве готовой продукции, причем в последние годы она продолжает возрастать: сегодня объем импорта в 22 раза превышает экспорт (без учета теневого импорта), в то время как экспортно ориентированная деятельность осуществляется в минимальных масштабах.
Тем не менее, в 2000-х годах в сфере текстильной и швейной промышленности произошло значительное обновление организационной структуры: свыше 70% предприятий были созданы именно в течение последнего десятилетия. Только за последние 2—3 года в стране появилось много качественных производителей, в первую очередь благодаря государственным заказам. Можно утверждать, что сейчас наблюдается ренессанс легкой промышленности в самом начале своего пути.
Однако инвестиционная привлекательность отрасли остается довольно низкой, и в первую очередь это обусловлено низким уровнем рентабельности по отрасли в целом. С середины 2000-х годов, несмотря на общий рост производства, доля экспорта в объеме продаж никак не выросла, оставаясь на минимальном уровне. А ведь именно экспорт является драйвером роста производительности труда и роста производства. В этой связи одним из основных приоритетов должно стать стимулирование развития экспорта. Из основных проблем, препятствующих развитию экспорта продукции российской легкой промышленности, можно отметить конкуренцию со стороны зарубежных низкозатратных производителей, недостаточную господдержку, длительность таможенных процедур, комплекс нерешенных проблем финансового характера.
Уровень обеспеченности предприятий легкой промышленности рабочей силой выглядит несколько хуже, чем по обрабатывающей промышленности в целом. К основным причинам следует отнести не только отсутствие квалификации на местных рынках труда, но и неспособность многих предприятий платить достойную зарплату.
От изложения фактов на форуме перешли к поиску решения проблем. В связи с этим было предложено обратиться к опыту Соединенных Штатов. Брать за образец Италию или Францию, которые веками развивали у себя модную индустрию, будет некорректно, Америка же демонстрирует, как практически с нуля можно создать эффективно работающий "модный" механизм. США сделали ставку на высокие технологии: открытие новых фабрик, налаживание производства и использование современной техники привели к тому, что за последние три года в стране появилось 23 новых фабрики, а экспорт вырос на 30%. Более того, Америка занимает первое место по производству трикотажа и химических тканей, третье — по хлопчатобумажным, а Нью-Йорк является важнейшим мировым центром швейной промышленности.
Меньше чем за полвека успешные и прибыльные компании, которые, естественно, платят налоги в бюджет страны, создали такие дизайнеры, как Ральф Лорен, Майкл Корс, Томми Хилфигер, Диана фон Фюрстенберг, Донна Каран и другие. Важно, что деятельность именитых дизайнеров не только экономически важна для страны, в которой они работают, но и с достоинством представляет ее на мировой культурной арене.
Результатом встречи в рамках ПМЭФ стало формирование ключевых этапов на пути к эффективному развитию модной индустрии в России: предоставление налоговых льгот для развития модернизации оборудования и технологий, стимулирование создания национальных брендов, научно-исследовательских, логистических и дистрибуционных центров, освобождение от уплаты налогов или налогообложение по льготным ставкам, создание специального фонда поддержки брендов и развития российской модной индустрии, которая должна стать основным переговорщиком на национальном и международном уровнях с целью отстаивания интересов отрасли.
Другие истории
Подборка Buro 24/7