В прошлом году не стало Людмилы Норсоян, основательницы школы бизнес-образования в сфере моды Fashion Factory, благотворительного фонда «Ангелы жизни» и автора книги «Суперпозиция индустрии моды России». Сегодня, 8 апреля, ей могло бы исполниться 60 лет. В память о ней и по случаю ее дня рождения собрали цитаты Людмилы о любви к профессии, смыслах жизни и детских мечтах, которые стали реальностью.
«Что важно при создании бренда — это личная мечта. Доверьтесь себе. Если у вас возникла идея идти в индустрию, значит, что вам есть что сказать — спокойно, камерно. Следующий шаг — эту веру в себя проецируете на рынок, потому что в мечте всегда существуют двое: тот, кто ее создает, и тот, кто ее берет. Вы создаете мечту, проверьте, поймет ли вас аудитория. Пусть это будет 20–50 человек, но это ваша аудитория. Пробуйте свою идею в light-варианте, сшейте 6 моделей, посмотрите, как на них реагируют. И если после пары месяцев у вас остались и запал, и силы, то вперед — начинайте выстраивать бизнес, аккуратно, компактно, соразмерно вам. У вас обязательно найдется аудитория».
«Почему вы думаете, что у вас не получится? Вам всего-то надо найти 200 женщин на 200 платьев. Среди семи миллиардов людей они точно есть!»
«Есть одна абсолютная, непозволительно восхитительная независимость цифровой моды — независимость от физической реальности в дизайне. Художник может позволить себе любую фантазию, отрицающую законы тяготения и здравый смысл, фантазию, которая способна переплюнуть сюжеты Сальвадора Дали для картин и для моды и 3D-феерии Айрис Ван Херпен. Меня забавляет, что практически никто из цифровых дизайнеров еще не осознал свою свободу и не предложил аватарам покупателей модное вдохновляющее безумие с большой буквы. Но мы терпеливые, мы дождемся».
«Как живем сегодняшние мы? Родившись на изломе эпох, мы оказались поколением сэндвича — между старым и новым, аналогом и цифрой, классическим ожиданием «образование — работа — семья» и новым ожиданием «образование по душе — дело по душе — жизненный статус по душе». В угоду старшим вы получили «полезное» образование, отработали в «надежном» офисе, вы даже обзавелись семьей, потому что этого ждали от вас. Но пришел день — и вы стряхнули прошлое с плеч и запустили новый виток спирали жизни, вы приняли решение о воплощении в жизнь мечты».
«Мы живем в удивительное время перемен». И эти перемены видны во всех областях: индустрия моды сейчас обновляется и меняет правила игры. До начала XXI века в модную индустрию шли после профильных вузов и обычно по пути от стажера до креативного директора. Теперь индустрия обновляется: наряду с вертикальным развитием карьеры появляется и горизонтальное. Все больше людей даже не из смежных, а противоположных областей приходят в индустрию моды, чтобы реализовать свои задумки. Распространенная ситуация — в моду приходят люди 30–35 лет, которые уже состоялись на предыдущих работах и в личной жизни. Эти люди привносят свои знания и компетенции и создают новые производства, новый ритейл, новые марки и новое общество потребления — индустрия только выигрывает».
«Покупатели чувствуют твою энергетику через изделие. Трикотаж — это волшебная нить, вещь и руки. Машина, кстати, тоже перенимает свойство души трикотажа».
«Востребована та одежда, в которой вы с утра до ночи будете жить и не размышлять, удобно ли вам».
«В моду я пришла «с черного хода», с красным дипломом биохимика — и сразу в мастера ручного вязания. После десятков проектов по всему миру и показов модных коллекций я все еще стеснялась назвать себя дизайнером или специалистом».
«Сейчас рынке действует первое поколение основателей модных проектов, пришедших в индустрию из экономики, энергетики, госслужбы, менеджмента… И они тоже немного стесняются своего «немодного» происхождения, хотя, напротив, должны гордиться: у них отличное образование, опыт управления, отстроенное рациональное мышление и отвага. Это дает нам множество преимуществ в индустрии моды. Поэтому я предлагаю запретить извиняться перед самим собой и перед окружающими за собственную смелость и предприимчивость! Нам стоит вооружиться взвешенной и полезной в бизнесе манией величия».
«Каждый из нас имеет право на ошибки. Ошибки — это университеты наших бизнесов и наших жизней. Однако цена ошибки должна быть не слишком высока — как с крепким бодрящим виски: в бокале лекарство, в бочке — яд. Ошибайтесь на здоровье!»
«Когда вы начнете, у вас будет ощущение, что весь мир против. Но если вы пришли в индустрию моды, вас что-то сюда привело».
«Мое личное отношение к вещам идет из детства. Я выросла среди женщин, у которых оно было бережное и окрашено оттенком морали. Это было уважение к себе: пусть вещей будет мало, но они будут достойными; уважение к тому, кто произвел эту вещь, потратил на нее время и силы. Мне неинтересно иметь что-то одноразовое: например, у меня в гардеробе всего несколько платьев, но я в них выгляжу достойно и с удовольствием ношу».
«Я очень счастливый человек. Когда я была ребенком, я мечтала о трех вещах: летать в космос, писать книги и быть учителем. Так или иначе, но все три мечты я выполнила. Я дружу и работаю с космонавтами. Мой рисунок на космическом скафандре побывал в космосе. Мои мессенджеры переполнены сообщениями от студентов. И это счастье учителя».
08.04.23, 13:35
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7