Мы запускаем серию интервью с профессионалами из сферы технологий. Герои этой рубрики добились успеха в самых разных профессиях и делятся с Buro 24/7 своим опытом. В первом выпуске event-менеджер Василий Азаров рассказывает, как ему удалось полностью изменить IT-мероприятия и стать частью главного технологического проекта в мире — Силиконовой долины.
Около пяти лет назад Василию Азарову предложили взять на себя организацию мероприятий, и с тех пор его жизнь круто изменилась. От масштабных маркетинговых ивентов, насчитывающих несколько тысяч людей, до камерных коктейлей в более чем 20 городах по всему миру — так выглядит портфолио Азарова на сегодняшний день.
— С чего началась ваша карьера в сфере организации мероприятий?
— На самом деле, все произошло совершенно случайно. Я принимал участие в Саммите по онлайн-маркетингу (Online Marketing Summit), большом мероприятии от медиакомпании Online Marketing Connect. Начинал я с должности координатора по маркетингу в социальных сетях в рамках их ежегодного мероприятия. В конце концов я вырос до event-менеджера.
В какой-то момент трое из четырех работников уволились из компании, и CEO предложил мне отправиться в тур по Штатам и взять на себя организацию 14 мероприятий из летнего расписания компании.
Первые три ивента я ненавидел. А потом вдруг осознал, что мне все очень нравится. И с тех пор я ни разу не задумался о том, что моя жизнь могла сложиться по-другому.
— Какого рода мероприятиями вы занимаетесь?
— В сферу моей деятельности входит организация маркетинговых и сетевых мероприятий в Силиконовой долине. Больше всего я люблю работать с основателями и маркетологами. Они очень творческие личности. Мне нравится общаться с людьми, которые стараются изменить мир. Еще я люблю делать мероприятия в нетрадиционном ключе. В этом вся Силиконовая долина, здесь все работает не так, как у других. Поэтому и я не просто нахожу площадку и приглашаю людей, а связываю все необходимые факторы, чтобы замечательные люди пережили незабываемый опыт.
— Сколько всего мероприятий вы сделали? И какое из них вы можете назвать самым запоминающимся?
— В общей сложности я организовал около 300 живых и где-то 500 виртуальных ивентов.
Из всех я могу особо выделить мероприятие, которое делал в Бразилии накануне чемпионата мира по футболу. Мы тогда делали свои первые шаги на мировой арене. По моей задумке, необходимо было в кратчайшие сроки устроить знакомство основателей в вечер накануне чемпионата 2014 года в Сан-Паулу. Все делалось в самый последний момент, но все же у нас получилось, и в итоге мы собрали вместе более 200 предпринимателей и привезли их в Бразилию. Я хорошо запомнил именно этот случай, так как в это же время проходило еще более масштабное мероприятие. Я никогда не ощущал столько энергии вокруг.
— Я слышал, что раньше вы приглашали моделей на некоторые ивенты, связанные с технологиями, это так?
— Да, все верно. Однажды я понял, что все мероприятия в Силиконовой долине проходят на коворкинговых площадках и получаются довольно скучными. В большинстве стартапов работают инженеры и технологи, работают 24 часа в сутки семь дней в неделю, и им не всегда легко вдруг взять и социализироваться. Вот мы и решили сделать события более разнообразными, пригласили девушек — красивых, умных, интересующихся предпринимательством. Они играли роль социальных архитекторов — людей, которые помогают участникам мероприятия не теряться и легко налаживать контакты. Более того, они должны уметь быстро понять, что вы за человек и с кем хотите познакомиться на мероприятии, и убедиться, что вам все удается.
— Давайте поговорим непосредственно о мероприятиях. Как сделать ивент максимально успешным и привлекательным для публики даже при небольшом капитале?
— Хороший вопрос. Самый простой способ запустить ивент — использовать ресурс meetup.com. Но если вы хотите привлечь людей высшего класса, вам необходимо предоставить им все возможности получить опыт высшего класса. Важно понять, кого вы хотите видеть, с кем говорить и множество других деталей.
Если вы только начинаете свою карьеру в этом бизнесе, не пытайтесь сразу заполучить именитого спикера. Попробуйте поработать с человеком попроще — его будет больше шансов привлечь к работе.
В мероприятие нужно вкладывать всего себя — особенно если вы хотите получить самую лучшую публику. Так люди будут видеть в вашей работе воплощение хорошего качества. Площадка играет в этом не последнюю роль.
— Что является самым сложным в организации масштабных мероприятий?
— Найти тех, кто сможет работать вместе с тобой над большим ивентом. Если мероприятие рассчитано на 1 200 посетителей, вы спокойно справитесь в одиночку. Но если вы ждете от 200 до 500 гостей, вам точно понадобится собрать хорошую команду — людей с правильной мотивацией и необходимым набором навыков.
При этом каждое организованное вами мероприятие не должно быть похоже на предыдущие. Вы не можете использовать старый сайт или предлагать развлечения с прошлых ивентов. Даже если у вас не очень много денег, это не так уж важно — будьте креативнее!
С момента, когда вам захочется расти дальше, придет время научиться вести мероприятия на разных площадках в разных уголках мира. Для этого необходимо налаживать связи с партнерами в других странах, чтобы у вас был человек, который поможет в вопросах культуры. Это очень важный фактор роста в этом бизнесе.
— В таком большом сообществе, как Силиконовая долина, должно быть, очень высокий соревновательный дух, не так ли?
— Здесь постоянно проводятся какие-то мероприятия, иногда их количество достигает 10 за один вечер. Если вы всегда сосредоточены и разбираетесь в людях вокруг, вы справитесь с любыми трудностями и в условиях конкуренции. В какой-то момент мы даже перестали следить за календарем чужих событий.
Бывает так, что мы проводим конференции на ту же тему и в тот же день, что и другая группа. Не могу сказать, что конкуренция не имеет значения, но она не должна быть определяющей в том, как вы ведете свои мероприятия. Важно сотрудничать со своими конкурентами, так как всегда есть вероятность, что вы в какой-то момент окажетесь полезны друг другу.
Атмосфера в сообществе не может быть позитивной, а его работа не может быть продуктивной, если вы постоянно находитесь в состоянии конкуренции. Думайте о других как о партнерах. Люди в вашем сообществе могут входить и в другие круги и впоследствии помогут вам в налаживании связей. С таким подходом вам будет гораздо проще работать.
— Какие мероприятия сегодня особенно востребованны?
— Спортивные ивенты и концерты всегда пользуются популярностью. Помимо того, в индустриальном кругу очень востребованны технологические мероприятия. В некоторых профессиональных областях не прибегают к посторонней помощи и самостоятельно проводят мероприятия. Так и в Силиконовой долине.
— Чем отличаются технологические мероприятия в Северной Америке от аналогичных ивентов в Европе?
— Я заметил, что в Европе, из-за того, что рынок менее структурирован, люди более вовлечены в такого рода мероприятия. Я постоянно вижу их искренний и живой интерес. Здесь [в Северной Америке] публика более избалованная, и, чтобы произвести впечатление, придется сильно постараться.
— Как вы считаете, что произойдет в области event-менеджмента в будущем?
— Будущее — в продажах и маркетинге. Мероприятия станут двигателем в этой области. Ивенты — это единственная возможность для представителей того или иного бизнеса по-настоящему познакомиться со своими клиентами, с социальными медиа так не получится. Я видел столько случаев, когда на ужинах и коктейлях подписывались грандиозные контракты, чего никогда бы не случилось по e-mail или соцсетям.
Когда люди испытывают яркие эмоции на живом мероприятии, у них устанавливается личная связь с брендом.
— На каких мероприятиях чаще всего устанавливаются такие связи?
— Лучший нетворкинг происходит в рамках неформальных мероприятий. Не на строгих ужинах, а на коктейлях в лаунже с негромкой музыкой. Атмосфера очень важна, но еще важнее то, насколько люди подготовлены к мероприятию. Они должны быть в курсе того, кто придет на ивент, чтобы в случае чего не потратить время впустую.
Мой совет: всегда приходите, будучи уверенным, что среди присутствующих будет один или два человека, которых вы знаете и с которыми хотите пообщаться, и убедитесь, что достигли своей цели.
— Какое самое большое заблуждение об event-менеджменте?
— То, что мероприятия — это всегда веселье и не более того. Часто люди не понимают, какая работа стоит за приятным времяпрепровождением гостей. Здесь много заблуждений. Либо люди считают, что это невероятно сложно, либо же недооценивают труд организаторов.
Если вы знаете, как устроены мероприятия и как их правильно организовать, то найдете нужную формулу для любой сферы. Но будьте готовы, что эта работа не так проста, как может показаться.