Один из самых титулованных дизайн-критиков — о том, на кого она подписана в Instagram и каким будет дизайн через 50 лет
Элис Росторн является одним из самых титулованных дизайн-критиков, за заслуги в сфере дизайна и искусств ее наградили орденом Британской империи (OBE). Элис пишет о дизайне для New York Times, выпускает книги, посвященные современному дизайну, и рассказывает о дизайне на важных международных мероприятиях. В этом году Элис вошла в состав жюри Lexus Design Award 2018 —международного конкурса в области дизайна, созданного в 2013 году, целью которого является поддержка молодых дизайнеров и поиск идей, которые могли бы улучшить жизнь общества в будущем.
О том, что ждет дизайн в будущем и с чего начинать, чтобы разбираться в современном искусстве, Элис рассказала Buro 24/7 на Lexus Design Event в Милане.
— Что вы читаете и смотрите, чтобы быть в курсе главных событий и последних тенденций в дизайне?
— Конечно, главный источник информации сегодня — это инстаграм. Больше всего мне нравится страница Studio Formafantasma (итальянский дизайнерский дуэт. — Прим. редакции), в этом году они — так же, как и я, — стали кураторами Lexus Design Award, и архитектора Дэвида Аджайе, который вошел в состав жюри того же конкурса. Я также часто замечаю, что в не специализирующихся на дизайне медиа бывают интересные материалы, в основном я нахожу их в The New Yorker, The Economist и The New York Review of Books.
— Какие главные тенденции, процессы или изменения вы наблюдаете в дизайне сегодня?
Сегодня перед дизайнерами стоит сложная задача: помогать нам жить более ответственно с экологической и этической точки зрения, и это отличная возможность показать ценность дизайна для общества. Другое важное направление — разработка конструктивных приложений для новых технологий. Сегодняшний ажиотаж вокруг искусственного интеллекта показывает, насколько люди этого боятся.
— Как изменится дизайн через 5–10 и 50 лет?
— Я бы хотела знать! Дизайн постоянно меняется, именно поэтому о нем так интересно писать, он отражает все изменения в обществе. Сейчас очень захватывающее время — молодые дизайнеры пользуются всеми цифровыми инструментами: от социальных сетей до краудфайндинговых платформ, чтобы быть независимыми и самостоятельно заниматься разработкой дизайна в новых областях. Думаю, за счет динамичного развития новых технологий у дизайнеров появится все больше вызовов — будь то обеспечение безопасности на дорогах при передвижении беспилотных автомобилей или снижение опасности программного обеспечения при работе с искусственным интеллектом. Дизайн должен стать смелее, сильнее и точнее.
— Есть ли различия между британским, европейским и американским дизайном?
— Современный дизайн становится более глобальным и индивидуальным одновременно. Национальность перестает быть важным элементом идентификации, с одной стороны, и является важным фактором, определяющим этическое наследие, музыкальный вкус и политические предпочтения — с другой. Помочь нам выразить свою индивидуальность — важная роль дизайна.
— Кто сейчас определяет что модно, а что нет? Назовите имена 3–5 трендсеттеров, на чье мнение ориентируются.
— Паола Антонелли, еще один член жюри Lexus Design Award, старший куратор отдела архитектуры и дизайна Музея современного искусства в Нью-Йорке (MoMA), Джозеф Грима — недавно назначенный на пост художественного руководителя голландской школы дизайна, Академии дизайна Эйндховен, также очень авторитетен, особенно в области дизайна и технологий. Мне также нравится молодой британско-ямайский модельер Грейс Уэльс Боннер, который экспериментирует с новыми способами подачи своих идей через дизайн.
— Какой художник или дизайнер ваш фаворит сегодня?
— Я восхищаюсь таким количеством дизайнеров и художников, что всегда трудно выбрать фаворита, но один художник, чьи работы я люблю на протяжении нескольких лет, прежде всего из-за того, что он постоянно экспериментирует, — это Вольфганг Тиллманс. Я восхищаюсь всеми его работами, но особенно интересуюсь его анализом дизайна посредством фотоисследований массового производства, таких как автомобильные фары и компьютеры.
— Какую книгу вы бы советовали прочитать тому, кто хочет разобраться в современном дизайне?
— Могу показаться нескромной, но я бы посоветовала мою новую книгу «Design as an Attitude» — это обзор всего, что я считаю наиболее важным в современном дизайне. Я написала ее в надежде, что книга станет полезна для всех, кто интересуется дизайном и хочет узнать о нем больше. Хотя одна из моих любимых последних книг по дизайну — «Radical Technologies» Адама Гринфилда, прекрасный гид по будущему дизайна и технологий.
— Как и почему вы согласились войти в состав жюри конкурса Lexus Design Award 2018?
— Это было простое решение. Выступать в качестве судьи всегда интересно и очень информативно, все работы конкурса рассказывают о текущих заботах и проблемах художников. Они всегда удивляют и вдохновляют.
— А что дизайнерам дает участие в этом конкурсе? Насколько это полезно в их дальнейшей карьере?
— Lexus Design Award — действительно замечательный проект для молодых дизайнеров. Прежде всего, четыре финалиста, чьи концепции выбраны, получают возможность учиться у дизайнеров-наставников, таких как Studio Formafantasma и архитектора Соу Фудзимото. Во-вторых, все двенадцать финалистов получают приглаглашение на Неделю дизайна в Милане, чтобы выставить свои проекты перед десятками тысяч посетителей выставки LDA, среди которых есть предприниматели, кураторы и журналисты. Все предыдущие финалисты, с которыми я общалась, завели на этой выставке полезные контакты, обеспечив возможность реализовать будущие проекты и осветить их в СМИ. Этот конкурс — потрясающая возможность начать свою карьеру на международном уровне.
— Что вас впечатлило в работах этого года?
— Меня особенно впечатлило то, что многие участники использовали свои проекты как возможность для решения критически важных вопросов, таких, как проблемы окружающей среды и беженцев, нехватка доступного жилья. Очень вдохновляет наблюдать за тем, как молодые дизайнеры решительно и амбициозно используют ресурсы выбранной ими профессии.
Другие истории
Подборка Buro 24/7