Редактор BURO.London Фиби Макдауэлл рассуждает о важном качестве, которое есть не у всех
Сегодня мы понимаем: уметь слушать важно как никогда. Речь и про ученых, пытающихся остановить распространение Covid-19, и про страны, которые были непропорционально поражены вирусом. Нужно слушать рассказы о движении Black Lives Matter и быть чуткими по отношению к нашим соседям по квартире, к семье за обеденным столом или к коллегам во время звонков по Zoom.
Быть хорошим слушателем — необходимое качество, которое становится современной добродетелью. Немногие из нас могут признать, что не очень хороши в этом деле, несмотря на легкость, с которой мы готовы сказать, что не умеем петь или готовить. «Поскольку мы „слушаем“ каждый день, мы не знаем, что у нас это плохо получается», — говорит бывший переговорщик Ричард Маллендер, который сейчас проводит курсы для корпораций в Институте умения слушать.
Может быть, если бы к умению слушать относились с большим уважением, в мире было бы меньше конфликтов? Воодушевляющие речи мировых лидеров, подростков, ратующих за спасение планеты, и топ-менеджеров Кремниевой долины — именно они вдохновляют человечество сегодня. На фоне переполненных текстом соцсетей сильно повысилось значение речи. Участие в TEDTalks часто является маркером выдающейся карьеры. Прямой разговор означает напор и срочность. Красноречие ассоциируется с умом и сексуальностью. Есть много примеров хороших ораторов, но список хороших слушателей — если такой вообще существует — меркнет в сравнении с ним. В отличие от разговора, процесс слушания воспринимается как пассивый и менее заметен.
Молчанию сложно научиться в мире какофонии. Речи политиков переводят на язык жестов, но саундтрек к заседаниям в палате общин Великобритании — это перебивание и насмешки. Даже между друзьями случаются дебаты, во время которых никто никого не слушает, а в фейсбуке и твиттере мы видим бесконечные ленты из подколов и оскорблений. Философ Ален де Боттон повторяет, насколько редким является умение слушать: «Ключ к успеху — глубокое доверие собеседнику, способность не сбиваться с курса его сообщений и не поддаваться влиянию информации, которая могла бы вызывать обоснованные предположения к его речи». Это то, что Кейт Мерфи, автор книги «Ты не слушаешь: что вы упускаете и почему это важно», называет «негативной способностью». Да, нашу склонность огрызаться, когда мы слышим что-то нелицеприятное, важно заменить умением промолчать. Прислушиваясь к чьим-то словам и понимая подтекст в тех или иных обстоятельствах, мы сможем лучше понять, почему люди думают именно так.
По оценкам Мерфи, в около 55% случаев слушание невербально, оно основано на жестах, вздохах и шорохах. Это опять-таки предполагает, что в разговоре лучше помолчать, не охать и не шуршать, сосредоточившись на словах. «Вы можете подумать, что дополняющие вопросы заставляют вас казаться заинтересованным, понимающим, находиться на уровне собеседника, — говорит Маллендер, — но на самом деле вы мешаете естественному ходу беседы. Молчание сигнализирует говорящему продолжать. Учтите, что подсознание работает быстрее, чем ум. И извлечение информации — это одно, но у вас все равно должна быть возможность получить доступ к образу мышления собеседника и правильно его интерпретировать».
Современные технологии часто являются фактором нашей коммуникативной некомпетентности. Социальные сети, например, одновременно помогают и мешают нашим навыкам слушания, так как телефоны узурпируют внимание, которое традиционно тратится на разговоры. «Как курильщики без сигареты, люди нервничают без своих телефонов», — пишет Мерфи. Мы не можем сосредоточиться на общении и постоянно отвлекаемся на соцсети, поэтому психологи и социологи заговорили об эпидемии одиночества.
Но не стоит отчаиваться. Несмотря на то что Маллендер добился освобождения двух работников ООН, взятых в заложники талибами в Афганистане в 2004 году, и спас за время своей карьеры примерно 50 человек от самоубийства, он непреклонен в том, что с практикой вы и я могли бы стать такими же хорошими слушателями, как он. Мерфи тоже уверена, что слушать можно научиться: «Хорошими слушателями не рождаются — такими становятся».
Материал был впервые опубликован 10 июня 2020 года на сайте BURO.London
29.06.20, 14:16
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7