Подкаст «Успешный успех», который Оксана Смирнова, Ирина Аникеева и Яна Лукина запустили осенью 2021 года, сегодня на второй строчке чарта Apple. В формате 40-минутных бесед ведущие переосмысливают атрибуты успеха, обсуждают карьеру в глянцевой индустрии (до недавнего времени все трое работали в «Condé Nast Россия») и помогают слушателям отличить реальные мечты от виральных. Спросили у них, как меняется медиаповестка во времена неопределенности, чем заинтересовать слушателей, уставших от красивой картинки, и что стоит знать тем, кто тоже хочет сделать собственный подкаст.
Аникеева:
Я человек крайне дисциплинированный и верю, что успех по большей части зависит от того, чем наполнен твой день. Сейчас я взяла курсы обучения, добавила в жизнь больше спорта, прогулок. Сегодня проснулась и поняла, что из важных дел — только это интервью.
Смирнова:
У нас высвободилось время переосмыслить свои отношения с карьерой и понять, чем на самом деле хочется заниматься.
Лукина:
Я в принципе менее организованный человек, чем Ира и Оксана, и к тому же весь прошлый год провела вне штата, поэтому разительно мой график не поменялся. Те, кто читают мой телеграм-канал Superficial Space Cadet, знают, что основной период активности приходится на ночь — мне нравится работать в это время суток. Я точно еще не отрефлексировала закрытие издательского дома: сознательно отложила на потом.
Смирнова:
В сумме около четырех-пяти часов, не считая времени записи подкаста. Когда мы только запустились, мыслили масштабно и придумывали сразу десять тем наперед. Сейчас многое поменялось. Мы стали гибкими: созваниваемся каждую неделю и решаем, что важно обсудить со слушателями сиюминутно.
Лукина:
Мы подошли к подкасту как к работе. Даже когда нет настроения записываться, мы все равно следуем установленному графику. Ира изначально предложила сделать созвоны: это бывают как продуктивные беседы, так и разговоры из серии «группы поддержки».
Аникеева:
Так получилось, что во время пандемии я застряла в Лондоне, и мы стали плотнее общаться с девушками, хотя и до этого дружили достаточно тесно. Удивительно, основным способом обмена информации стали голосовые сообщения, которые порой намного лучше передают смысл, чем текстовые или созвоны в Zoom. Из этого стали рождаться интересные диалоги: «А что произойдет с карьерой?», «Что будет с рынком труда?».
Лукина:
Я писала текст про токсичную продуктивность и брала у Иры комментарии: мы обсуждали, что уже не здорово работать 24 часа в сутки и гордиться этим. Вопрос выходил за рамки текста — это и были зернышки, из которых вырос подкаст. Плюс мы с Оксаной знакомы полжизни, и в юности у нас уже был опыт работы над совместным проектом. С тех пор нам хотелось снова что-то сделать вместе — и понадобилось на это каких-то 15 лет. Очень продуктивно, слушайте наш подкаст. (Смеется.)
Смирнова:
Мы заметили, что друзья и коллеги много обсуждают эффективность в работе, или невыносимых коллег, или правильно составленное резюме — все про работу и карьеру. Но никто не делится мыслями, ради чего они этим занимаются. Ведь, если так подумать, никому не интересна карьера ради карьеры — всех волнуют выгоды, которые ты можешь получить, если ее успешно выстроить: деньги, признание, авторитет, влияние, возможности, престижность. То есть вроде бы запрос от городской девушки на эту тему есть, а контента нет. Записываются подкасты про бьюти-индустрию, путешествия, финансы, одежду, селебрити, а про атрибуты успеха, к которым приводит или не приводит карьера, нет.
Смирнова:
Большая иллюзия, что за пределами Садового кольца не знают, что такое подкасты. Их просто по-разному слушают. Многие это делают через колонку «Яндекса», голосом выбирая подкаст, даже не нажимая на кнопки. Хотя, конечно, пока аудитория подкастов несопоставима с аудиторией телевидения или ютьюба.
Аникеева:
Наша целевая аудитория — 25–30-летние, довольно состоявшиеся девушки, которые внезапно стали задумываться о том, стоит ли биться за место в корпорации или на самом деле им интересно что-то другое. В целом наши слушатели находятся на средних должностях и стремятся в топы, чтобы зарабатывать больше. Нас также слушают студенты, фрилансеры, люди, только начинающие карьеру, и те, кто перевалил за отметку «50» и стал на путь переосмысления.
Смирнова:
Сперва пришлось разобраться, как записывать звуковые дорожки и публиковать выпуски, вместе с дизайнером придумать обложку (здесь повезло: она не просто нам все еще нравится, со временем полюбили ее еще сильнее), потом — как сделать так, чтобы темы не иссякли к третьему эпизоду и были кому-то интересны.
Аникеева:
Темы сразу стали возникать одна за другой: выпуск про продуктивность родился из статьи Яны для Vogue, потому что многое из нашей беседы не вошло в финальную верстку. Выпуск про достижения пришел ко мне из обучения, а были темы вроде увольнения, которые триггерили коллег.
Лукина:
Во многом ориентируемся на то, что интересно нам самим, и обычно исходим из собственного опыта. Мы сразу решили: не будем вещать с позиций наставников, а побежим со слушателями в одной упряжке. Иногда обращаемся за советами к подругам, узнаем, что им было бы интересно услышать, на какие темы поспорить.
Смирнова:
Мы не хотели поднимать только тему карьеры с вакансиями и советами, как пройти собеседование. Искали, чем ее приправить. Круто, что в какой-то момент пришли к слову «успех», потому что карьера — это только путь к нему, а не самоцель. Чаще всего в медиа мы видим уже достигших успеха персонажей. Их истории успеха красивые (особенно в глянце), но редко — честные или полезные. Обычно, как только человек становится успешным, у него появляется потребность что-то приукрасить, где-то приврать, сгладить углы, оставив за бортом неудачи и провалы. Нам же интересна не законченная картинка со всеми атрибутами успеха, а то, как к нему прийти. Оказалось, это много кому любопытно: теперь встречаешь знакомого, и почему-то первое, о чем он заводит речь, — это что-то из недавнего выпуска подкаста, что его зацепило, с чем согласен, а чему удивлен.
Лукина:
Когда определились, что будем говорить об успехе в широком понимании этого слова, стало ясно, что без самого слова «успех» в названии не обойдемся. «Успешный успех» уже тогда был ходовой, ироничной фразой, и как-то она прижилась.
Лукина:
Мы ориентируемся на западный рынок подкастов, а там успешным подкастом считается, конечно, тот, что монетизируется. И было бы лукавством сказать, что мы не хотим зарабатывать. Поэтому скажу так: мы не одержимы этим, но, если к нам приходит рекламодатель со схожими ценностями, мы только за.
Смирнова:
Это повышает видимость в приложении: нас стали слушать не только знакомые и друзья друзей, но и те, кто любит подкасты и смотрит подборки, например, в Apple Podcasts. Любопытные слушатели и маркетологи ищут что-то новое именно в чартах — по интересующим их категориям. Я тоже часто нахожу там что-то интересное.
Лукина:
Пять тысяч прослушиваний. Обычно набираем в течение пары недель, иногда — дней.
Аникеева:
Совсем недавно отметили красивую цифру в 100 тысяч прослушиваний.
Смирнова:
Я узнавала у опытных подкастеров: это очень неплохой темп, несмотря на то что начали мы только в сентябре 2021-го.
Лукина:
Сейчас заканчиваем второй сезон, и в планах точно есть третий.
Аникеева:
Смешно, что второй сезон начали с переоценки наших карьерных достижений, а заканчиваем безработицей.
Лукина:
Я считаю, это очень успешно! (Смеется.)
Аникеева:
На самом деле вся эта неопределенность дает огромную почву для размышлений, и осенью мы хотим обсуждать, как поменялось за пару месяцев само понятие успеха.
Смирнова:
Мы на связи со слушателями, и, когда в марте стоял вопрос, уместно ли вообще продолжать выпуск подкаста, мы возобновили запись только потому, что аудитория этого захотела. Так что на смену тем в том числе влияют слушатели, отталкиваемся от того, что им интересно в моменте.
Лукина:
Я с самого начала говорю, что наш подкаст не про work-life-баланс — он про виральные мечты, то есть мечты, навязанные обществом, интернетом. Мне нравится думать, что «Успешный успех» помогает отличить то , что тебе нужно, от того, что тебе кажется нужным.
Смирнова:
Например, все в какой-то момент захотели работать в IT, потом мечтали о муже-программисте, а разбираться, что за этими желаниями стоит и принесут ли они счастье, никто не стал. Нам навязывают идеальные картинки мира, и нет времени подумать, хочется ли тебе этого на самом деле.
Лукина:
Песни Валерия Меладзе. (Смеется.) Стыдно сказать, но подкастов я слушаю не очень много. При этом слежу за чартами, читаю про новинки. Относительно регулярно включаю разве что «Антиглянец». А еще, если мой знакомый пришел гостем в чью-то студию, считаю эпизод обязательным к прослушиванию.
Смирнова:
А я очень капризна в плане звучания голосов. Из подкастов, которые жду с нетерпением, назову «Раздвиньте ноги» моей знакомой, врача-гинеколога Оли Крумкач. Нравится «Безотцовщина» — проект двух тридцатилетних парней, Паши Осовцова и Сергея Ильина, которые поняли, что и хотели бы задать вопросы про жизнь и смысл отцам, но не могут, поэтому адресовали их другим мужчинам с опытом — режиссеру Борису Хлебникову и медиаменеджеру Демьяну Кудрявцеву, например. Еще я давний фанат Ирины Хакамады, у нее есть подкаст «Чиллософия» с короткими выпусками.
Аникеева:
Я не фанат аудиоконтента, но, поскольку мой образ жизни сегодня сильно поменялся, очень хочу начать слушать аудиокниги. Из подкастов отмечу проект Памелы Дракер Манн, отвечающей за всю операционную выручку американского Condé Nast, — здесь она много рассказывает, как устроена карьера внутри американских корпораций. А так как в нашем трио я отвечаю за скучную сторону статистики, много слушаю подкастов McKinsey и Harvard Business Review. И еще проект «Виноваты звезды» — про поп-культуру через призму астрологии. А вообще, я с удовольствием продолжаю слушать аудиосообщения моих подруг. (Смеется.)
Аникеева:
Нам уже неоднократно поступали такие предложения, но мы не поддались соблазну. Во-первых, считаем, что формат интервью не всегда удобно воспринимать через аудио, а во-вторых, как-то странно втроем разговаривать с одним человеком. Мы точно не хотим хайпить за счет какого-нибудь гостя, а если и думать в эту сторону, то только в формате спин-оффа или бонусного выпуска.
Смирнова:
Мы здесь отталкиваемся не от формата, а от цели. Если, чтобы докопаться до сути, нам нужен будет эксперт, мы обязательно его позовем. Пока справляемся втроем. Понятно, что это хорошая модель распространения контента — звать гостей с социальным капиталом, но у нас есть контрпримеры: когда знакомые приглашали в свои подкасты блогеров-миллионников, и это не срабатывало. Люди из инстаграма очень неохотно переходят на другие платформы, как это уже продемонстрировала миграция в телеграм. А уж подкасты — это вообще отдельный мир со своими правилами.
Лукина:
Ориентиром была сериальная индустрия, где эпизод в среднем длится 40 минут. Окей, в ситкомах — 20, но мы все-таки не настолько юморные. Наш жанр скорее драма. (Смеется.)
Плюс меньше чем за полчаса тему не раскрыть, а если выпуск длится больше часа, его уже мало кто готов слушать.
Смирнова:
Мы хотим оставлять слушателей ненасытившимися, чтобы они возвращались.
Смирнова:
Скажу так: мастерство точно не придет само собой. Большой опыт учебы в Orator Club очень помогает во время записи, а еще больше — после нее: многим не нравится свой голос на пленке, но это можно исправить. Я иногда провожу тренинги о том, как не бояться говорить на публике, как раз объясняю минимум, который нужно знать, чтобы увереннее чувствовать себя во время выступлений и записи.
Лукина:
Нет совершенства, есть совершенствование. Первый выпуск, скорее всего, будет сырым, это нормально. Не нужно сразу выдавать гениальный продукт. В той же сериальной индустрии есть понятие магического четвертого эпизода: сериал расцветает в этой точке. Что еще? Не надо подходить к делу чрезмерно прагматично, заполнять ниши только потому, что они якобы пустуют. Банально, но: делайте только то, что вам по-настоящему интересно. Ведь нет ничего хуже, чем записать пару выпусков, а потом понять, что тема вас даже не волнует.
Аникеева:
Есть исследование, которое подтверждает, что женщины, запускающие бизнесы, объединенные общей целью, на 36% успешнее мужчин с бизнес-планами. Поэтому, если вы чувствуете потребность поговорить на какую-то тему с друзьями, делайте это без раздумий.
Лукина:
И еще: если приняли решение записывать подкаст с соведущим(и), помните, что это должны быть люди, с которыми вы можете не только обмениваться любезностями, но и при необходимости бесстрашно спорить: в креативном процессе, само собой, есть терки. И обязательно найдите хорошего, заинтересованного в создании классного продукта звукорежиссера, потому что подкаст, равно как и кино, рождается на полу монтажной комнаты (это мне как раз сказал наш чудо-звуковик!).
Смирнова:
Хочется поддержать начинающего подкастера, но в то же время я против распространения сущностей ради количества, как это сегодня произошло с телеграмом. Чтобы развивалась индустрия подкастов, нужно больше энтузиастов, которые ставят высокую планку качества.
Другие истории
Подборка Buro 24/7