Колонка приглашенного редактора Buro 24/7 Кирилла Серебренникова
На этой неделе роль приглашенного редактора Buro 24/7 взял на себя Кирилл Серебренников, в очередной колонке поразмышлявший на тему того, какими голосами звучит сегодняшняя Москва
Город Москва будет интересно развиваться, если перестанет бояться своего голоса или хотя бы задумается о том, каким голосом он должен "разговаривать". 70% информации мы получаем не через глаза, а через уши. Мы слышим звук человеческого голоса и из него достаем то, что этот человек думает на самом деле, что он имеет в виду. Мы считываем голосовую интонацию, мы слышим уверенность или неуверенность в голосе, улавливаем интонационные окраски, нюансы, мы понимаем, что значат перепады тона, когда голос идет на понижение и в нем появляется соблазн, или наоборот — визгливость скажет нам о неуверенности и страхе...
Голос — это невероятно богатая палитра информации. У любого города есть свой голос. Каков он, чем сегодня разговаривает Москва? Какой голос у нее? Недавно был замечательный open-air, назывался "Театральный демарш". В нем принимал участие и "Гоголь-центр", вернее, "Седьмая студия" играла свой концерт Make Love, Not War. Вот этот голос молодой плеяды московских артистов, которые там и спектакли, и музыку играли, и пели, — он мне кажется очень приятным, и важно, чтобы он звучал.
Москва звучит такими приятными голосами довольно редко, что жаль. Все остальное — это гул, бесконечный гул машин, это речь, гортанная речь неизвестных мне народностей, это крики мигалок, это ненормативная лексика, с которой почему-то борются на сцене, вместо того чтобы бороться с ней на улицах городов, в жизни... Вся звуковая каша, звуковой хаос, белый шум, все то, что мне иногда совсем не хочется слышать, но без чего, увы, невозможен современный большой город.
Как бы сделать так, чтобы на улицах звучала музыка? Может быть, стоит воспользоваться яркими идеями, которые существуют в других странах, других городах? Одна из потрясающих инициатив была в Нью-Йорке, мэр которого чуть ли не за свои деньги купил 100 роялей и поставил на разных улицах города. За эти инструменты сели молодые люди — музыканты, профессионалы — и в течение дня играли музыку по своему выбору. Вокруг собирались люди. Мне кажется, это то, что нам нужно. Это невероятно здорово! Это делает нашу "шаговую доступность", наши перебежки из одной точки в другую очень комфортными и приятными. И тогда мимо нас не бегут с грохотом машины или не несется пьяная ругань в сквериках, а звучат Шопен, Бернстайн, джаз, современная музыка, и я уверен, что найдется огромное количество людей, которые захотят сесть за эти инструменты.
Когда я приезжаю в Барселону или Амстердам, Париж или Берлин, Лондон или Нью-Йорк, то вижу, что уровень уличных музыкантов высочайший. Я вообще не понимаю, кто это?! Почему эти уникальные люди стоят и играют на улицах? Оказывается, абы кто и просто так там играть не будет — все эти профессионалы проходят непростой конкурс на получение лицензии. Мне кажется, создание уличных музыкальных команд, бэндов — это очень нужная и привлекательная затея. Заполнить город музыкой, заполнить театром, приятными звуками — это то, чем может продолжиться возвращение Москве человеческого лица. То, что теперь происходит, что делает сейчас команда Собянина, — это на самом деле очень важные вещи. Важные для будущего нашего города и для живущих в нем нас. Именно это, мне кажется, и должно изменить голос Москвы, сделать его таким, чтобы он содержал какую-то человеческую интонацию, какие-то звуки и смыслы XXI века.