Не все экологично, на чем написано «эко» или «био». BURO. попросило волонтерское движение «Раздельный сбор» рассказать правду о том, как компании притворяются «зелененькими», и привести примеры гринвошинга (или «зеленого отмывания»), который сегодня встречается везде.
Если надпись на упаковке гласит, что товар «биоразлагаемый» — это еще не повод его покупать. Чаще всего в таком пластике содержатся химические присадки, которые ускоряют его распад на крохотные частицы. То есть в результате мы получаем тот же пластик, но в уменьшенном виде.
Действительно биоразлагаемые упаковки встречаются, но редко. Они сделаны из натуральных компонентов, например крахмала. Их экологичность опять-таки сомнительна из-за одноразовости. К тому же после использования такой материал, вероятнее всего, попадет на полигон (если только вы не собираете органику отдельно). На свалке ничего не разложится, так как там нет доступа к кислороду и свету: мусор постоянно трамбуют и пересыпают песком.
В общем, когда вам пытаются продать экологичную одноразовую вещь, не ведитесь. Экологичнее многоразовых вещей ничего не придумали.
Никакие они не бумажные. Чтобы убедиться в этом, возьмите кусок картона, сложите воронкой и попробуйте залить кипятком. Посмотрите, на сколько хватит такого «стакана».
Одноразовые «бумажные» стаканчики либо имеют специальную пропитку, либо покрыты тонким слоем пластиковой пленки. Получается, что в его составе несколько материалов, которые перерабатываются по-разному. Отделять их друг от друга пока нерентабельно для производителя и/или переработчика. Поэтому их никто не принимает и все «бумажные» стаканчики едут на полигон.
Крышечка у таких стаканчиков — отдельная боль. Обычно она делается из полистирола, который при нагревании начинает выделять стирол, ядовитое вещество.
Советуем приобрести многоразовый стаканчик для кофе (например, в фандрайзинговом «Полезном магазине») и перестать вестись на бумажные провокации.
Картинки с зелеными листочками и цветочками с надписями «100% био» и «суперэко» смотрят на нас с полок абсолютно всех магазинов (по данным Евросоюза, 76% непродовольственных товаров в Европе содержат какое-либо заявление об экологичности).
Иногда маркировка обоснована: товар прошел соответствующие испытания, получил сертификацию, и его владельцы хотят рассказать об этом всем. Но чаще маркетологи ставят задания дизайнерам: нарисуйте маркировку «позеленее». И рисуют, не подтверждая легитимность никакими документами.
Чтобы проверить, реальная ли перед вами зеленая маркировка, используйте приложение Ecolabel (App Store или Google Play). Наведите камеру на изображение, и вам подскажут, что обозначает значок на упаковке.
Некоторые магазины сбрасывают цены за то, что вы сдаете им старую одежду или обувь. Тут важно понять, куда именно уходят использованные вещи после того, как в ваши руки попал заветный купон. Если перерабатывающее предприятие находится за рубежом, то отследить, как туда попадает одежда из России, практически невозможно. Как она проходит таможню и где хранится, тоже не очень понятно. Доверия таким акциям мало. Скорее всего, собранные вещи просто сжигаются.
Если хотите сдать вещи на реальную переработку, поинтересуйтесь, кто, собственно, перерабатывает вещи — например, фонд «Второе дыхание», который принимает текстиль.
Движение «Раздельный сбор» в Московском регионе
Проект «Собиратор»
Другие истории
Подборка Buro 24/7