Не отрекаются, лайкая: как соцсети отменили разводы

Журналист и язвительный комментатор, который живет в Берлине и выпускает ютуб-проект «Чужбина TV», написал для BURO. колонку о том, что технологии отняли у человечества одну из базовых потребностей — потребность в расставании.

«Я знаю, где они живут. Я знаю, где они работают. Я знаю их настоящие имена. Я знаю их поддельные имена. У меня есть их фотографии», — говорит Навальный, а сверху подпись «чисто я когда нашла всех его баб по лайкам». Это недавно был такой вирусный тикток.

«Ревнивая девушка по лайку определяет группу крови!» — предостерегла меня подруга и оказалась права. Кто из нас не замечал в себе черты такой ревнивой девушки? Кто по лайкам и профайлу в соцсетях не пытался узнать всю подноготную интересного или неприятного человека? Казалось бы, обычное любопытство или ревность, а в итоге кардинальное изменение восприятия окружающего нас мира, а порой даже и психики — к таким выводам приходят ученые.

Возмущение всемирной слежкой давно стало общим местом: да, все за всеми следят, и не всегда речь идет о зловещем NSA, ФСБ, разоблачениях Сноудена, Ассанжа или упомянутого Навального. Часто в контексте слежки и цифровой паранойи приходится говорить о наших с вами друзьях и знакомых — о нас с вами. Можно заклеивать камеру скотчем на ноутбуке, опасаясь спецслужб, но не догадываться, что бывшая одноклассница, не видевшая вас со школы, знает про вашу жизнь больше любого шпиона. Социальные сети, к которым мы обращаемся, чтобы похвастаться или пожаловаться, превратили наше общество в глобальный паноптикум. Мы следим за бывшими, за коллегами, за едва знакомыми людьми; подробности их жизни, мысли и счастливые моменты зачем-то становятся частью нашей повседневности. В наше сознание проникают терабайты ненужной информации о жизнях других людей, и, конечно, это сказывается на том, как мы думаем о себе.

Несмотря на предостережения о манипуляциях в соцсетях и массу политических скандалов, с ними связанных, мы продолжаем воспринимать их как благо, отмахиваясь от претензий к ним как от чего-то гипотетического. При этом не отдаем себе отчет, насколько сильно меняется наша жизнь и ее эмоциональный окрас под воздействием перманентного наблюдения. Самый яркий пример — конец отношений, ведь в XXI веке расстаться с человеком насовсем больше невозможно (мы сознательно не рассматриваем эксцессы, связанные с применением блокировки, — для этого надо Капитолий захватить)! До появления фейсбука и инстаграма после расставания человек исчезал из жизни практически навсегда, и, как следствие, дистанцирование от закончившихся отношений происходило легче. В 2003-м можно было, конечно, что-то разузнать у общих знакомых или писать пьяные СМС, но такие изощренные способы мониторинга, как сейчас, были недоступны. Сегодня «эксы» будут преследовать вас повсюду: своими чекинами, лайками, фотографиями из поездок. И каждый день Всемирная паутина будет подкидывать все новые ловушки-напоминания — от совсем мазохистского «в этот день ровно год назад», где вы в отпуске влюбленные едете вдоль океана, щуритесь от солнца и смеетесь, до невинного напоминания о дне рождении когда-то самого близкого человека.

Многим миллениалам вообще не с чем сравнивать, ведь они уже выросли в этой реальности, когда любые паттерны отношений полностью завязаны на сетевой коммуникации. Исследование американских ученых показало, что все не так безобидно. Более половины людей признаются, что шпионят за бывшими, проверяя их ленты на предмет появления нового партнера. Психологи считают, что от навязчивого просмотра сториз недалеко до интернет-сталкинга. Подобное поведение ничего общего не имеет с приятной горечью о прошедшей любви; напротив, оно создает неуловимую иллюзию, что отношения не заканчиваются, а сама слежка порождает внутри букет из вины и гадливого удовольствия. Даже регулярное общение с бывшим партнером в офлайне менее травматично, чем мониторинг в Сети. Известная антрополог Хелен Фишер, которая уже много лет занимается изучением поведения влюбленных, проводила функциональное сканирование мозга мужчин и женщин, недавно переживших расставание. Им показывали фотографии из соцсетей их бывших и следили за импульсами. Участников эксперимента захлестывали глубокие эмоции: чувство любви перемешивалось с отчаянием, гневом и смятением, а эмоциональный спектр походил на тот, что показывает сканирование наркомана во время ломки.

Каждый зумер знает, что есть уже определенные модели поведения в соцсетях на разных стадиях отношений. Расстались? Вы будете постить в три раза больше селфи. У кого нет подруги с грустными глазами и чередой отчаянных автопортретов из серии «мне все равно, я счастлива, несмотря ни на что»? Настораживает только, что это длится уже третий год, а рядом на этих фотографиях так никто и не появился. Причем такое поведение никак не зависит от пола: вокруг много брошенных мужчин, из последних сил демонстрирующих свое счастье какими-нибудь прыжками с парашютом и прочим безрассудством. Бывает, что такими фотографиями они не только пытаются доказать что-то самим себе, но также у всех на виду ведут односторонний диалог со своими бывшими. Настолько явный, что порой становится неловко — будто вошел в чужую комнату. Казаться счастливыми онлайн становится важнее, чем быть ими в реальности. Несчастная британка, насмотревшись идеальных фотографий друзей, четыре года при помощи фотошопа изображала любовь и даже помолвку с ничего не подозревающим незнакомым юношей. Его фотографии она просто брала из его фейсбука. Ее подруги с меньшим отчаянием не поленились по геотегам вывести обманщицу на чистую воду и публично ее разоблачили.

Еще шесть лет назад казавшиеся фантастикой трансляции в инстаграме стали обыденностью не только для геймеров, но также для бьюти-блогеров, кулинаров, диджеев и представителей других профессий, требующих чужого внимания. В скором времени, наверное, мы вообще сможем 24/7 жить жизнью людей, которых фолловим, и не исключено, что среди них будут наши бывшие. Перед разработчиками социальных сетей явно стоит вопрос о безболезненном алгоритме цифрового расставания. Эта функция помогла бы сберечь нам силы и нервы. Пока работающего стартапа в этой сфере мы не знаем, психологи советуют заменить просмотры страниц бывших любой другой рутиной — от бега до мытья посуды. Ну или банить неугодного человека, как это сделал твиттер с Трампом.

26.01.21, 15:46

  • Фото: Cottonbro
  • Фото: Roman Odintsov