«Эстетика, утешение или демонстрация правды»: Ольга Хейфиц — о функциях искусства

​​Колумнист BURO., писатель, филолог и психоаналитик Ольга Хейфиц рассуждает о том, что такое искусство, зачем оно человечеству, призвано ли приукрашивать реальность или демонстрировать ее без фильтров.


Ольга Хейфиц

Писатель, филолог, психоаналитик, автор научно-фантастического романа «Камера смысла» и просветительского цикла лекций «Архитектура личности»

Термин «искусство» сегодня обозначает общую категорию художественной практики. Но взглянем на этимологию слова. Нулевой меридиан слова «искусство» — это церковно-славянское понятие «искусство», что трактуется как «искушение», «испытание», «опыт». Искушение. Опыт. А значит, познание. Познание — всегда искушение, еще с Адамовых времен.

Итак, искусство — это попытка через образы познать и объяснить законы мира и себя в мире. Это опасный путь, полный искушений и испытаний, путь к себе и к Богу. Это место рефлексии, стремление разобраться. В первобытные времена искусство было оберегом, способом заговорить страх, заплатить дань богам. Монстры и мечты, томящиеся в неопытных человеческих душах, оживали на стенах пещер.

Понимание искусства менялось вместе с эволюцией философских и социальных идей. И, вероятно, нет однозначного ответа на вопрос, что же это такое, однако я попытаюсь ответить самой себе: искусство сегодня — это про красоту или про жизнь? Какова функция искусства? Утешающая и убаюкивающая, как фильмы Норы Эфрон и Гэрри Маршалла? Или позволяющая столкнуться с реальностью и испытать боль?

Начнем с того, что искусство — это игра ума и существует оно только в человеческом восприятии.

Фрейд, а за ним и многие психоаналитики, предполагал, что искусство — это место, куда человек сбегает от трудно выносимой реальности жизни. Это сублимация, процесс конвертации либидо в общественно полезные достижения.

То есть, согласно психоанализу, искусство — это пространство, где художник может осуществить мечты, желания, влечения. Запретные или просто совершенно фантастические. В книге или на холсте он способен приручить дракона, укротить любую красавицу, получить то, что нельзя получить в обычной жизни, и стать героем.

Владимир Набоков, как и многие другие творцы, оспаривал и даже осуждал психоаналитическую интерпретацию искусства. Он считал идеи Фрейда сатанинскими, шарлатанскими и стоял на том, что «искусство — божественная игра. Оно божественно, ибо именно оно приближает человека к Богу, делая из него истинного полноправного творца. При всем том искусство — игра, поскольку оно остается искусством лишь до тех пор, пока мы помним, что в конце концов это всего лишь вымысел, что актеров на сцене не убивают…»

Ненастоящесть — важная часть художественного процесса, который намекает на нечто волнующее, но это волнующее безопасно для нас, потому что является всего лишь игрой. Искусство дарит возможность прикоснуться к чужому опыту с безопасного расстояния.

Искусство — это игра автора со зрителем, и без зрителя никакого художественного произведения быть не может. Если нет мозга, способного обрабатывать смыслы, нет и самого смысла.

А раз искусство не имеет смысла без зрителя, то работа зрителя — часть процесса создания произведения. Чем лучше он подготовлен, тем глубже и многограннее будет акт творческого взаимодействия.

Вывести зрителя из автоматизма восприятия жизни — вот задача искусства.

Для этого даже существует особенный художественный прием — остранение (термин, сформулированный Виктором Шкловским). Остранение обеспечивает максимальный отход от привычных форм. Хороший способ остранения — это не называть вещи своими именами, а описывать или показывать так, как будто видишь их впервые. Так делали Дали, Бунюэль, Набоков.

Рассуждая о том, какова ведущая функция искусства, эстетика, утешение или демонстрация правды, мы оказываемся на территории философии и вопроса о позиции восприятия. Все-таки красота — в глазах смотрящего.

НЛП определяет три фундаментальных позиции восприятия, из которых наблюдатель может воспринимать событие или объект. В том числе объект искусства.

Первая позиция — это собственная точка зрения человека. Что зритель думает о книге, со стороны. Перспектива второй позиции — попытка посмотреть на ситуацию с точки зрения участников этой ситуации, с тем чтобы попытаться влезть в их шкуру, представить себя на месте героя и испытать сопереживание.

Третья позиция — точка, откуда находящийся вне ситуации наблюдатель смотрит на взаимодействие всех действующих лиц, включая самого себя. Такой постмодерн. Меняя позиции восприятия при контакте с произведением искусства, мы меняем угол зрения и расширяем палитру ощущений.

Но, по сути, все эти ухищрения, наблюдения и усилия нужны нам только для одного — для получения удовольствия.

Искусство не симулятор жизни. Нет, это попытка получить разрядку. Снять напряжение, которое создают вытесненные, нереализованные желания. Поэтому при столкновении с настоящим искусством человек получает удовольствие и разрядку, сопоставимую с сексуальной, тот самый катарсис.

Искусство и сексуальность определенно зачаты в одном чреве и служат одному богу — удовольствию и разрядке. В этом есть и правда, и утешение.

06.07.23, 14:49