Эскапизм (от англ. escape — «сбежать») — побег от реальности, избегание неприятных, скучных обстоятельств, уход от действительности, быта. Формы эскапизма могут быть разными: от спорта и чтения до просмотра фильмов и запойного увлечения видеоиграми.
Разговор о виртуальном — или цифровом — эскапизме в последнее время накаляется. Согласно прогнозам, тенденция цифрового эскапизма сохранится и даже усилится в долгосрочной перспективе — 17% людей утверждают, что предпочитают онлайн-жизнь физической (опрос Dazed A Future World, 2021).
Спросили у экспертов — так ли это, и если да, то чего нам ждать в будущем.
клинический психолог
Реальный мир гораздо сложнее, чем цифровой. Он требует серьезного напряжения и многих усилий, а современный человек и его мозг это не любят, поэтому целесообразнее оказывается уйти в диджитал-реальность. Это очень сказывается на нашей социализации. Например, когда вы смотрите на других людей, играете в разные онлайн-игры или взаимодействуете с ними через Skype или Zoom, создается ощущение, что они окружают вас, но на самом деле они находятся только в вашей голове. Это незнакомцы, которые становятся частью вашего головного мозга, поскольку вы привыкаете на них смотреть и участвовать в их жизни. Вместо того чтобы выстраивать реальные отношения, человеку проще следить за блогерами, участвовать в обсуждении их жизни, играть на разных платформах с вымышленными друзьями и переписываться.
Мы по своей натуре социальные животные: нам нужно живое общение и личное нахождение рядом с человеком не менее 200 часов, чтобы он стал нам по-настоящему близким. Получается, что в наше время социальные связи не простраиваются. Следовательно, мы чувствуем себя одинокими и испытываем тревогу, которая накрывается депрессией, и так по кругу. Если мы не будем общаться, то и не научимся выстраивать эти взаимоотношения, потому что делать это всегда нужно «об кого-то»: мы реализовываем определенное поведение, а другие люди дают нам реакцию — позитивную или негативную. Уже исходя из этого, мы начинаем понимать, в правильном направлении двигаемся или нет. Если это всего лишь переписка, понять будет невозможно: мы не получаем правильной обратной связи. Другими словами, мы не чувствуем человека, близость не формируется.
Сначала разберемся, про что эта история на самом деле.
Наш мозг очень любит развлечения. Когда он их получает, в организме вырабатывается дофамин, он и делает нас зависимыми от цифрового мира. Связано это с высоким уровнем стимуляции — будь то социальные сети, игры и или что-то еще. Одна картинка перманентно сменяется другой, в этот момент происходит распознавание, вследствие чего мы получаем удовольствие.
Далеко ходить не нужно: мы видим, что все постоянно находятся в телефонах. Это говорит о том, что человек разучивается потреблять и перерабатывать информацию. Когда мы ориентированы на высокий уровень стимуляции, нам становится тяжелее потреблять сложную информацию — и мы скучаем, так как нет интенсивной стимуляции мозга. Когда человек недостимулирован, наступают апатия и скука.
И это огромная проблема: мы становимся неприспособленными к осуществлению серьезных познавательных процессов. Например, современный человек не может воспринимать тяжелую информацию больше пяти секунд. Если по истечении этого времени не произойдет смены или усиления стимула, он просто потеряет интерес. Глубина познавательных процессов сильно ограничивается.
Также, когда человек постоянно находится в цифровой реальности и потребляет информацию, он не способен мыслить стратегически, придумывать что-то новое, рефлексировать и проводить работу над ошибками, поскольку нет пустого пространства. Оно образуется, когда мы гуляем, путешествуем, занимаемся спортом, то есть в любой момент, когда мы не потребляем информацию. Только в этом случае происходит мышление. При перманентном потреблении информация попросту не усваивается.
Несмотря на то что нам может казаться, что мы в теме, держим руку на пульсе и все понимаем, большинство информации все равно забывается. Происходит невозможность мыслить, а когда мы не можем мыслить, мы также не способны думать о себе — отсутствует идентификация. Человек накачивает себя контентом, а потом не может ответить на вопрос «кто я», потому что нет пустого пространства для того, чтобы об этом подумать.
То же самое происходит и с личными стратегическими целями — мы не понимаем, в каком мы направлении двигаемся, и не видим своего будущего. Для этого нужно всего лишь задуматься, то есть практически прекратить перманентное потребление. Получается, что у нас нет желания и возможности поставить себе стратегические цели, так как для этого не хватает пространства.
Итого: нет идентификации, нет направления и нет элементарного системного мышления. Человек просто-напросто не может вынести время, которое он проводит наедине с собой, из-за привыкания к постоянному потреблению информации.
Если мы говорим про тревогу, то стоит помнить, что ее всегда очень много. Это вырабатываемая энергия, которая, по идее, должна направляться на действия, а именно — на построение своего будущего, исходя из вопросов «кто я» и «кем я хочу стать». Но поскольку этого не происходит, мы начинаем испытывать сильное внутреннее напряжение, от которого, конечно же, очень хочется избавиться. И снова мы находим «спасение» в потреблении информации.
Поэтому можно сказать, что любой контент — это черная дыра, в которую мы сливаем всю тревогу, которую могли бы направить на действие и получение какого-то результата. В момент, когда мы потребляем информацию, мы, по сути, напрягаемся еще больше, и таким образом усиливаем стресс. Чтобы избавиться от тревожности, нужно в первую очередь освободить свою голову. Самый действенный вариант — попробуйте сесть и написать от руки все, что сейчас есть в голове. Затем структурируйте текст и наметьте план действий.
Работа с новыми технологиями и перманентное нахождение в диджитале –– это две совершенно разные вещи. Если у вас есть четкое разграничение, где вы работаете и где проводите свою личную социальную жизнь, то, соответственно, здесь нет никакой опасности для психики.
Здесь всё практически так же, как с алкоголем: любая систематичность (даже один раз в неделю) свидетельствует о зависимости.
На сегодняшний день большинство людей зависимы от диджитал-мира. Из признаков можно выделить следующие:
Я бы сказала, что происходит некая форма деградации. С одной стороны, человечество вроде куда-то движется и развивается, но если рассматривать ситуацию в контексте каждого человека, то никакого развития не происходит. Это медленное убийство, потому что мы будем жить в иллюзорной вселенной, которой не существует, и растеряем все навыки. Получается, что мир будет состоять из разрозненных индивидов, которые ничего не хотят –– в том числе строить отношения, рожать детей, думать и предпринимать какие-либо действия. Приведет это к тому, что человечество закончит свое существование. Есть очень крутой эксперимент «Вселенная-25», который показывает, куда мы идем. В чем суть: мышкам обеспечили идеальные условия, и через некоторое время они перестали размножаться, поскольку это стало «неинтересно» из-за удовлетворения всех потребностей. Параллельно выделились изгои, индивиды, которые только ели и спали. В конце концов все мыши умерли. Очень похоже на то, что происходит сейчас. Поэтому нам нужно уходить из цифровой реальности и вспоминать, что человеку нужен человек.
XR-эксперт, продюсер иммерсивных проектов, основатель студии Voic Lab, автор телеграм-канала «Voic: О технологиях и людях»
В том или ином виде цифровая зависимость с нами уже давно. У многих из нас есть интернет-аддикция, у кого-то — игромания или номофобия. В одних только соцсетях мы в среднем проводим 2,5 часа в день. Сейчас можно заметить, что растет количество пользователей интернета и отдельных платформ, параллельно с этим ежемесячно растет количество времени, которое человек тратит на развлечения, общение и работу в интернете. Появление Web3 или отдельных технологий, таких как VR, может усиливать эту «глобальную виртуальную аддикцию», но и без них зависимость от виртуальной жизни сможет развиваться самостоятельно.
Одно не исключает другого. Сейчас происходит вполне ожидаемый виток развития интернета и смежных с ним технологий, вместе с этим опасность есть в развитии любой новой сферы, и она всегда относительна. Правильный ли путь выбирает человечество — никто с уверенностью сказать никогда не сможет. Так как эти тренды уже активно развиваются, правильно будет смотреть вперед. Прогнозировать, создавать здоровый вектор внутри индустрии, отдельных комьюнити, выстраивать культуру коммуникации, находить золотую середину между цифровой этикой и централизованными цифровыми «репрессиями». Всему этому предстоит развиться вместе с технологиями, а вот до какого уровня — увидим. Вот здесь можно подробнее изучить самую большую базу отчетов от ведущих консалтеров, аналитиков и компаний.
Я вижу опасным любой чрезмерный уход от реальности, при этом не могу представить современный мир без тех технологий, с которыми мы имеем дело уже сейчас. Это отражает моя работа и работа моей студии: в лекциях я много говорю об опасности тотального ухода от реальности, приводя в пример популярную фантастику, а в работе мы занимаемся популяризацией метаверс-миров, интегрируя в них бренды. Вот такой парадокс, в котором пока приходится проживать две параллельные позиции, каждая из которых содержит как пользу, так и вред.
Если не пытаться заглядывать в далекое будущее, как это делают писатели и режиссеры sci-fi-произведений, то возможные опасности от длительного и массового использования VR-устройств в ближайшие несколько лет я вижу следующие (немного пофантазируем):
Безусловно.
Баланс — один из самых сложных челленджей, в котором приходится участвовать всю жизнь. Для меня баланс — это про счастье, которое нужно ежедневно нащупывать, правильно переставляя значения. Оказавшись и в работе, и в жизни между цифровым и физическим, иногда теряю равновесие, но есть и то, что помогает справляться с таким расслоением. У меня все предельно просто:
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7