Когда спрашиваешь живущих в Москве людей, чего им не хватает, они, как правило, отвечают: «моря» или «свежего воздуха». Но это из области фантастики. Чего действительно не хватает этому городу, так это сборника правил поведения. Тем более что составить его проще, чем избавить Москву от газов или поменять климат, считает главный редактор Timeout.ru Геннадий Устиян
Жизнь в Москве полна стрессов, поэтому логично было бы предположить, что люди здесь должны больше внимания уделять себе. Своему здоровью — физическому и психическому, благополучию и комфорту. Ничего подобного. Люди в Москве заняты тем, чтобы вторгнуться на твою территорию и начать там ездить туда-сюда, как взбесившийся конструктор, — все-таки не зря в России все плохо в области инноваций, зато у нас очень хорошо получается отжать, выжить, захватить и занять собой то, что нам никогда не принадлежало. Понятно, что такой истории, как у нас, нет больше нигде: после застойных 70-х были перестроечные 80-е, потом лихие 90-е, когда девизом было «выжить и заработать любой ценой» (не до манер), после наступили жирные «гламурные» нулевые, когда в Москву набилась толпа нуворишей, захотевших получить все за свои вчера заработанные деньги (это десятилетие кажется из 2015 олицетворением стабильности), и, наконец, мы получили результат этого хаоса, и мне кажется, что сейчас, когда понятно, куда ведут партия и правительство, можно начать все эти завалы разгребать.
Добавьте к этим наслоениям технологическую революцию и новую запретительную политику властей, и мы получим совсем новый этикет, который, конечно, должен не заменить, а дополнить «старый», общечеловеческий, который почему-то не всеми соблюдается. Потому что делать замечания по поводу чужих вредных привычек, если они не мешают вам лично, так же, как и обсуждать вес с полными, возраст — со старыми, манеру одеваться с «лохами», а также религиозные и политические взгляды, сексуальную жизнь, которая вас не касается, неприлично. И составить этот общий этикет нужно доверить компетентным людям, а не государству, которое вообще не должно регулировать этическое поведение своих граждан.
Противники курения напоминают курильщикам о пагубности их привычки. Мясоеды каждый день слышат от вегетарианцев, что «есть трупы животных» вредно и для организма, и для кармы. Хочется послать их немедленно в «Джаганнат» и во «Фреш», где они будут наслаждаться обществом друг друга и перестанут наконец так страдать. Вегетарианцы, в свою очередь, постоянно слушают, что отсутствие мяса в рационе приведет к авитаминозу и немедленной гибели, пусть они и не едят мясо десятилетиями и прекрасно себя чувствуют. И дело не в том, что есть вегетарианцы и есть люди, едящие мясо, а в том, что и с той, и с другой стороны, как и среди курящих и некурящих, полно идиотов, которые просто плохо воспитаны, будто всех выпустили из одного сиротского приюта.
Делать замечания по поводу чужих вредных привычек, если они не мешают вам лично, обсуждать вес с полными, возраст — со старыми, а также религиозные и политические взгляды, сексуальную жизнь, которая вас не касается, неприлично
А женщины и мужчины, которые уже начиная с 20 лет слышат от родственников: «Почему не выйдешь замуж/женишься?» 25-летние женщины, которых в роддомах называют «старородящими»? Лысеющие и седеющие, с морщинами мужчины, которых в винном просят показать документы — а вдруг нет 18? Бедные собачники, которым люди, никогда не заводившие домашних животных, дают советы? Моей знакомой почти с упреком сказали: «Что-то у вас собака слишком худая». Это о борзой. А родители, например, девочки, которых малознакомые спрашивают, почему они не заведут наследника? А люди, готовые разорвать отношения со старыми друзьями из-за «неправильной» позиции, например, по Украине (крымский кризис вообще стал лакмусовой бумажкой не в том, чтобы определять «своих» и «не своих», а в том, чтобы вычислять идиотов, для которых политика важнее личных отношений. Кризис когда-нибудь закончится, а осадочек останется)? Каждый настолько уже привык, что нарушение его границ и бестактные вопросы — норма, что он борется с этим или делая вид, что не расслышал, или отшучиваясь, будто он в чем-то виноват. Но такая виктимность вредна для психики. Даже в стране советов вы ничего не должны объяснять малознакомым людям. Что можно сделать? Сунуть им в руку сборник правил этикета. Которого... нет, хотя необходимость в нем явно есть, а ниша пуста.
Сейчас обязательно кто-нибудь скажет, что особенности народа исправить нельзя. Но вспомните, как быстро московские водители научились пропускать пешеходов на зебре — и не только из-за страха перед штрафами — этот рефлекс очень быстро врос в сознание. Или — каким ужасным было обслуживание в московских ресторанах в 90-х и насколько лучше оно стало сейчас (что не всегда скажешь о поведении клиентов). Или обратите внимание, насколько меньше приезжих стало в городе, потому что из-за санкций и новой миграционной политики работать в Москве оказалось невыгодно. Теперь уже не пожалуешься на плохое знание русского приезжими. Реальность корректируется регулярно, а свода правил, то есть относительной стабильности в московском хаосе, по-прежнему нет.
Почему-то выражение «этикет» перекочевало в узкую прослойку светской жизни, где люди вроде Дерека Бласберга пишут книги о том, как вести себя прилично в обществе начала XXI века, в котором все изменилось с появлением сотовых, Интернета и новых выскочек. Но правила этикета нужны не только на приемах. Не бывает людей, которые ведут себя прилично раз в месяц на вечеринке, а в остальное время — неприлично. Либо он плохо воспитан, либо хорошо. «Новый московский этикет» может сделать так, чтобы вторых просто стало больше, и кто-то должен его написать.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7