Рассказываем на примере происшествия со звездой, как интернет лишил нас эмпатии и как с этим жить дальше
Новость недели — ограбление Ким Кардашьян в Париже. В ее номер отеля ворвались пятеро грабителей. Увечий не нанесли, но украли драгоценности на сумму более $ 11 миллионов. По следам происшествия возникло множество комментариев в интернете, полных агрессии и лишенных сочувствия.
«Это просто ее пиар», «На Востоке есть прожиточный минимум, но максимума нет. Так и надо», «Ее кольцо могло накормить одну африканскую страну» — после инцидента Ким Кардашьян стала жертвой ожесточенного кибербуллинга. Показательным среди комментариев стал такой: «Мне все равно. Ким Кардашьян далека от нас. Ее гендер не женский. Ее гендер — селебрити». Он свидетельствует, что Ким для общества — не человек, а неодушевленный объект.
Такой волны ненависти и озверевших сообщений, коснувшейся Ким, не было со времен смертей Майкла Джексона и Эми Уайнхаус, когда общество зубами ухватилось в худшие моменты их биографии. Например, похищение платья Лупиты Нионго стоимостью $ 150 000 в свое время было названо гнусным преступлением, ограбление домов Линдси Лохан и Пэрис Хилтон — подлым вторжением в частную жизнь. Нападение на Ким Кардашьян превратилось в общественном сознании не то в возмездие за славу, не то в эпизод из реалити-шоу, не то в мем.
Несчастья случаются со всеми, включая знаменитостей. Однако преступления против звезд общество воспринимает как акт не против личности, а против некоего собирательного образа. Зачастую — карикатурного. Селебрити кажутся далекими от реальной жизни субъектами, которых невозможно воспринимать всерьез.
Губы, грудь, попа — только ли это Ким Кардашьян? Очевидно, что повышенное внимание к телу Ким только сильнее объективирует ее. Ким — часть современной поп-культуры, причем та, что без стеснения дразнит интернет хорошей жизнью и еще сама превращает части своего тела в эмодзи. Но все же Кардашьян человек, а не абстрактный набор символов.
Если на улице незнакомец вас схватит за лицо или попу, у вас будет шок. Возможно, вы напишете в интернет и получите десятки сочувственных комментариев. Возможно, в интернете снова поднимется новая волна дискуссий про уличный харассмент. Новости же про Виталия Седюка, напавшего на Джиджи Хадид, и Ким Кардашьян, провоцируют в сети только насмешки и злорадство. Но все это вызывает один вопрос — безопасно ли быть публичной женщиной в 2016 году? Общество ждет жертвы за славу и деньги. Но на деле речь не о наказании — а о бытовом харассменте, которому подвергается женщина.
К сожалению, ограбление Ким Кардашьян и реакция на него — классический случай «сама виновата». Общество не любит жертв различных ситуаций, и это заблуждение уводит людей от эмпатии в сторону критики. Тролли в интернете хотят одного — получить власть над самооценкой и статусом жертвы. Неважно, касается ли травля нас или знаменитостей: они такие же люди, как и мы все. Не стоит забывать и о банальной зависти: она — корень львиной доли сетевого негатива.
Эмпатия не должна зависеть от статуса человека и контекста ситуации. Даже если перед вами жена Канье Уэста, недавно попавшая на обложку Forbes, она остается женщиной, на которую напали пять человек.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7