В октябре в Москве открывается отель StandArt, первый в России член ассоциации Design Hotels. Ксения Наумова размышляет, почему в столице до сих пор не было ни одного полноценного дизайнерского отеля
Вот представьте, ваш друг архитектор (дизайнер, промоутер, еще какой-нибудь человек приятной творческой профессии) решил приехать в Москву на каникулы — ну, там, сталинские высотки, «Белый кролик», Дом Наркомфина, «Деликатессен», метро, Simachev («Да ты что, это уже немодно, иди в ...!» — вместо многоточия вы подставляете свой любимый бар этого лета, слава богу, выбрать есть из чего)... И вот перед вашим архитектором (дизайнером, промоутером) встает вопрос, где селиться. Он человек небедный и может позволить себе даже в Москве с ее иезуитским гостиничным ценообразованием остановиться в нормальном отеле, но хочет, чтобы номер был стильным (на этом месте вы слегка подвисаете) и желательно с современным искусством (тут вы густо краснеете).
Вы предлагаете ему обаятельный китч отеля «Советский», рекламируете обшарпанные прелести «Националя», убеждаете, что Four Seasons вполне себе стильный, скрепя сердце рассказываете про эксцентричный люкс Lotte Hotel, расписываете, как уютно в бутик-отеле Golden Apple, силясь вспомнить, что в нем такого бутикового, — все что угодно, лишь бы не признаваться, что в Москве нет ни одного порядочного дизайнерского отеля. Вообще. Ни одного. В 10-миллионном мегаполисе.
Объясняется это недоразумение на самом деле довольно просто. Во-первых, Москва — город бизнес-туризма. Так называемые leisure tourists, то есть праздношатающиеся бонвиваны, — это больше в Петербурге. Чтобы раскрутить Москву как туристическое направление для модной публики, способное предложить больше, чем Большой театр и Кремль, нужно запускать большую международную кампанию, причем запускать с умом, а у московских властей с начала 1990-х все время дел по горло: жечь, сносить и потом отстраивать исторические здания, возводить торговые центры, класть и перекладывать тротуарную плитку. Туристы из российских регионов селятся, понятно, не в пятизвездочниках по 600€ за ночь, а в гигантских гетто на периферии вроде гостиницы «Измайловская». Бюджетные иностранные туристы, какие-нибудь милые пенсионеры из Канады, всю жизнь мечтавшие вживую увидеть Красную площадь, — в исторических отелях в центре: «Метрополе», «Будапеште», «Петре I» и т. д. Ну а молодые гуляки, которые до сих пор приезжают в Москву, вдохновленные легендами о ночной жизни 2000-х, останавливаются чаще всего в хостелах: в Москве за последние годы появилось немало интересных хостелов, которые вполне сравнимы с недорогими европейскими арт-отелями.
Тем временем большинство московских пятизвездочников живет за счет корпоративных контрактов. То есть крупные компании толпами засылают туда командированных менеджеров среднего звена согласно договоренности.
Словом, Москва до сих пор считалась далеко не самым перспективным рынком для дизайнерского отеля. На этом месте надо, наверное, коротко разъяснить разницу между дизайнерскими, бутик- и арт-отелями.
Дизайнерским имеет право называться отель с четкой единой концепцией. Нельзя вот просто так взять и превратить отель в дизайнерский. Его нужно придумать с самого начала, от стен, а то и от фундамента. Причем это вполне может быть и бизнес-отель, почему нет.
В бутик-отеле обычно небольшое количество номеров, ставка на индивидуальных туристов и особое внимание к декору. Он может быть просто милым, ему совершенно необязательно быть шикарным. Именно поэтому при желании бед-энд-брекфаст с антикварной мебелью можно назвать бутик-отелем, и возразить хозяину будет сложно. Так было не всегда: раньше бутик-отелями называли небольшие гостиницы с дорогим, продуманным интерьерным дизайном, но сейчас классификация совершенно размылась, так что в категорию бутик-отелей попадают иногда и откровенные маргиналы. Арт-отелем можно назвать, в общем, любую дыру, где на стенах висит искусство. Арт он и есть арт, художник может быть и бедным.
Именно дизайнерских отелей в Москве отродясь не было. «Бутиками» можно назвать отели «Руссо-Балт» — красивый особняк ар-нуво на Гоголевском бульваре, с декором, ностальгирующим по разоренным дворянским гнездам и Серебряному веку; MaMaison — отель одноименной международной сети на Покровке, концепция которого — апартаменты вместо номеров. Но первым отелем, который стал называть себя бутиком, был Golden Apple на Малой Дмитровке. Симпатичный особняк с хорошим местоположением внутри, увы, выглядит несколько пугающе: в начале 2000-х, на волне увлечения колор-блокингом коридоры в нем сделали зачем-то ядовито-желтыми и красными, в лобби водрузили огромное яблоко, а в номерах — сиротливая серая гамма, давно вышедшие из моды итальянские светильники, острые углы и гардины.
Но вроде что-то меняется: осенью прямо на Пушкинской площади откроется дизайнерский отель под названием StandArt. Именно дизайнерский, в полном, европейском смысле этого слова, с продуманной до мелочей концепцией, а не просто с неуместно яркими шторами и эксцентричной мебелью от дорогих итальянских брендов.
Здание отстроили с фундамента, архитектор Павел Андреев, в прошлом известный как главный архитектор ГУМа и руководитель реконструкции Большого театра, спроектировал фасад в стиле ар-нуво: тут задача была скорее вписаться в эклектичную Пушкинскую площадь, а не поразить всех новаторскими архитектурными идеями.
Но внутри «СтандАрта» никакого ар-нуво. Внутри космос. Люди, ответственные за концепцию отеля, — дизайнер интерьеров Петр Браговский и художник Стас Трацевский — вдохновлялись книгами советских фантастов и «Солярисом» и придумали все очень грамотно, без всякого нафталина и надрыва. Интерьер номеров напоминает каюту космического корабля, но ассоциация эта не лобовая, а очень изящная. В каждом номере будет по большой картине Трацевского — с космическими путешественниками, космическими ракетами, космическими девушками, космическими грибами и просто фантазиями о космосе. Все картины, разумеется, разные. На логотипе отеля — тоже космонавт.
Еще до открытия StandArt стал членом ассоциации Design Hotels, а Стас Трацевский получил звание original. В Design Hotels любят, чтобы у отеля было лицо в буквальном смысле человеческое. Все originals, отельеры и дизайнеры, — члены своего рода мирового клуба трендсеттеров в области дизайна.
Московская специфика: в отличие от многих членов Design Hotels, номера в которых могут стоить и 100€, StandArt будет совершенно пятизвездочным, с пятизвездочными ценами. Тут надо вспомнить о еще одной причине, почему в Москве никто и не думал до сих пор браться за дизайнерские отели: гостиничный бизнес — самый медленный в том, что касается возврата инвестиций. Отели требуют огромных вложений и серьезных затрат на поддержание, а в ноль выходят иногда лет через десять. В городе, в котором ты не знаешь, что будешь делать завтра, за такие рискованные схемы никто не берется. Надежнее построить универсальный отель, в котором будут селиться все подряд, а не только буржуазная богема, которая в Москву не идет косяками. К тому же дизайнерский отель в любой момент может выйти из моды, от чего бизнес-отели и отели крупных международных сетей застрахованы: они на все времена.
Фернандо Рохо, генеральный менеджер отеля StandArt: «В Москве нет дизайн-отелей, потому что здесь строительством всех объектов занимаются одни и те же подрядчики, а они специализируются именно на бизнес-отелях. Наша компания-застройщик независимая, поэтому мы более свободно могли решать, какую нишу занять на рынке и с чем выйти к клиентам».
Ультрадизайнерские отели, увешанные искусством по самые уши, давно вышли из моды, современный дизайнерский отель — это сбалансированное пространство с авторскими деталями, которые подчеркивают место, а не доминируют в нем. То есть это тот самый жанр, который Москве всегда давался с большим трудом, у нас просто на генетическом уровне его воспринимают тяжело. Россия — это традиционно, пользуясь выражением одной моей подруги, либо недолет, либо в отключку. StandArt вроде бы попал в яблочко. Во всяком случае, у него должно получиться балансировать между «взыскательной» московской публикой, которая все равно любит, чтобы где-нибудь что-нибудь поблескивало, и залетными гостями с хорошим вкусом и творческими наклонностями. Если эксперимент будет успешным, возможно, это породит тренд. Было бы здорово.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7