Что такое семейная любовь к искусству? Ищем ответ на выставке «Фамильные ценности» в Музее AZ
В Музее AZ открылась выставка «Фамильные ценности» с фото- и мультимедиа- работами семьи знаменитого художника-нонконформиста Франциско Инфанте. Экспозицию разместили на трех этажах — на каждом можно найти произведения членов династии. BURO. уже успело ощутить силу любви к искусству, которая передается из поколения в поколение. Теперь ваша очередь.
Франциско Инфанте-Арана — современный классик лэнд-арта и кинетического искусства, а еще сын испанского коммуниста, бежавшего в СССР. Первые шаги в живописи он начал, как и многие, с академизма: в 13 лет поступил в Художественную школу имени Сурикова, затем окончил Строгановскую академию художеств. Однако, изучив азы живописи, решил обратиться к кинетическому искусству. В 60-70-х годах он исследовал способы запечатления движения в отсутствии цифровых технологий. Создавая абстрактные инсталляции — «артефакты» в природных ландшафтах — он использовал зеркала, подвижные элементы и оптические иллюзии. В этом Франциско помогала супруга Нонна Горюнова. Работы и процесс их создания пара снимала на черно-белую пленку, которая теперь является частью семейного архива.
Сейчас дети и внуки Нонны и Франциско продолжают традиции: снимают кино, играют на музыкальных инструментах, участвуют в перформансах и создают инсталляции. Каждое поколение Инфанте ищет свое средство выражения, свой уникальный язык. На вопрос о том, должны ли дети продолжать дело родителей, Платон Инфанте отвечает: «Потомство совершенно свободно в своем выборе. Приоритеты такие: свобода и интерес».
Выставка «Фамильные ценности» — первый совместный проект, объединивший всех членов семьи. Для них — это еще один повод встретиться друг с другом, но уже не за праздничным столом, а в стенах музея.
Попадая в AZ, становишься гостем в доме Инфанте. Яркий и жизнерадостный первый этаж разделен перегородками на секторы. В одной части, «гостиной» — 32 работы Франциско висят точно в таком же порядке, как и в его домашней мастерской. В ней часто находились дети и внуки: рисовали, занимались лепкой и наблюдали за отцом и дедом.
Другая половина пространства — импровизированная «детская», стены которой увешаны произведениями Платона Инфанте (младшего сына). В новой реальности они оживают при помощи проектора. «Я нашел на помойке черную бумагу, вырезал из нее фигурки и разукрасил. Родители увидели их и разглядели талант. Так что работы первого этажа — мой первый шаг в мир искусства», — делится Платон. А еще здесь можно увидеть короткометражку «Дом, который построил К.» — фильм в шутливой манере познакомит с остальными членами семьи.
«ТАНЕЦ» НЕМАТИССА
Зал, где все вокруг призывает к движению. Название «Танец» говорит само за себя. Эта инсталляция, созданная специально для выставки, — совместная работа Дарьи Коноваловой-Инфанте и Платона Инфанте. Они учились вместе в МСХШ, а следом — работали в арт-группировке «Хомоурбан». «Танец» — оммаж одноименному произведению Анри Матисса. Проекция танцующих и музицирующих теней членов семьи на стенах приглашает стать участниками процесса и непроизвольно заставляет двигаться в такт музыке. По словам куратора и арт-директора AZ, Полины Лобачевской, отсылка к танцу не случайна — это еще одна страсть всех Инфанте. В этом можно убедиться, если прийти на выставку и «поймать» кого-нибудь из них.
В 1965 году у Франциско Инфанте во время отдыха на берегу Черного моря, появляется романтическая идея: он решает подчинить звезды законам геометрии и перенести свои чертежи на ночное небо. «Природа стала для меня символом вечного, загадочного, божественного мира, чья полнота и завершенность — другой мир, так называемая „вторая природа“, мир технологий» — вспоминает художник. Он задается вопросом, как устроен космос и небесные тела, но, разумеется, не находит ответа. Так появляется рефлексия под названием «Проекты реконструкции звездного неба», в которой история невозможности человека понять и изучить космос выходит на первый план. Кроме «Проектов» на третьем этаже есть старые фотографии, «4 артефакта» из серии «Выстраивание знаков» и другие совместные работы Франциско и Нонны. Они познакомились в Строгановке и с того момента не расставались. Схожие взгляды на искусство и интерес к абстракционизму сделали их соавторами. Вот уже 60 лет пара — яркий художественный союз, а история их жизни и творчества запечатлена на многочисленных пленочных фотографиях — «артефактах» любви.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7