За что мы благодарны Британскому совету
В субботу, 17 марта, наше Министерство иностранных дел объявило о закрытии российского представительства Британского совета — международной организации, развивающей сотрудничество Великобритании с другими странами в области культуры и образования. Этот шаг — ответ на решение Великобритании выслать 23 российских дипломатов после отравления бывшего офицера ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии, в причастности к которому подозревают Россию. Кроме того, Россия также высылает 23 британских дипломатов и закрывает консульство Великобритании в Петербурге. Закрытие Британского совета — очень печальное событие для российской культуры. Buro 24/7 признается в любви Британскому совету и вспоминает, какие важные вещи он сделал в России.
Британский совет основан в 1934 году в Великобритании, работает в России с 1992 года, но вообще его представительства есть еще в сотне других стран. Эта международная организация у себя на родине считается благотворительной, ее глава и покровитель — королева Елизавета II. В России, как указывает наш МИД, статус Британского совета официально не урегулирован. С такой же формулировкой закрыли представительства организации в Петербурге и Екатеринбурге в 2008 году, после отравления бывшего сотрудника ФСБ Александра Литвиненко, за которым последовал международный скандал. Впрочем, какой бы ни был статус у Британского совета в России, он делал много для развития культуры и образования в нашей стране, и, кажется, у него это получалось лучше, чем у наших Минкультуры и Минобразования.
В России Британский совет развивал обучающие программы по английскому языку в сотрудничестве с нашим Министерством образования, выбирал кандидатов на стипендию Сhevening (по которой можно выучиться на магистра в Великобритании), проводил культурные форумы, семинары, лектории и круглые столы, сотрудничал с фестивалями, помогал привозить выставки британских художников и устраивал концерты молодых перспективных британских музыкантов, а также отправлял российских специалистов учиться в Британию. Таким образом, Британский совет помогал развиваться преподавателям, кураторам, музыкантам, продюсерам, организаторам, журналистам, руководителям культурных организаций, работникам модной индустрии, ученым и всем, кто так или иначе соприкасался с культурой и изучением английского языка и был в них заинтересован. Деятельность совета, без сомнений, всегда была просветительской.
Великобритания — страна развитых креативных индустрий. Там умеют создавать, продвигать и продавать культурные продукты и события, экспортировать свою культуру за границу. Образование в Соединенном королевстве — все еще одно из лучших и самых престижных в мире. Постоянно погрязая в политических потрясениях и экономических кризисах, Россия неизбежно отстала от британцев и по части культуры, и по части образования. Оба наши министерства — что культуры, что образования — поддерживают общий курс на архаизацию и, кажется, не заинтересованы перенимать успешный опыт коллег из других стран. С таким подходом мы нескоро сможем добиться в этих сферах какого-то достойного уровня.
Пока бюджет страны приоритетно расходовался на оборонку, Британский совет показывал нам, какой вдохновляющей, впечатляющей, интересной и разнообразной может быть культурная жизнь, каким занимательным и захватывающим может быть образование и каким оригинальным и неожиданным может быть продвижение всего этого. «Шекспировский поезд» в метро, остроумные совместные материалы с Arzamas, видеолекции с «Постнаукой», путешествие английских писателей по транссибу и множество других проектов, на большую часть которых у наших чиновников не хватило бы ни смелости, ни смекалки.
Практически все, что делала эта организация, было бесплатным. Совет, несмотря на закрытия своих представительств в Екатеринбурге и Петербурге, проводил свои мероприятия по всей России. Казалось бы, это наше государство должно отправлять отечественных ученых и культурных менеджеров на повышение квалификации и обзаведение международными связями, но нет, этим чаще и эффективнее занимался Британский совет.
2019 год должен был стать Годом музыки Великобритании и России. Для России, в которой музыкальной индустрии практически нет, это был бы бесценный опыт. Просто подумайте: есть (точнее — была) организация, которая может привезти к нам новаторов британской музыкальной сцены и не взять денег за билет на такой концерт. Помощь Британского совета позволяла с меньшими трудностями привозить к нам британское кино, которое не выходило в широкий прокат, но неизменно вызывало интерес у сотен жадных до новых знаний и впечатлений людей. Очередь на прерафаэлитов в Пушкинском и гастроли Национальной портретной галереи Лондона в Москве — это тоже случилось благодаря Британскому совету.
Проблема в том, что в России нет организации, способной заменить Британский совет ни на уровне государства, которое его закрыло, ни в виде частной инициативи, сколько бы отличных культурных фондов и проектов у нас не было. Эта организация давала нам проникнуться вещами, которые порой казались трудными и недоступными. Жаль, что, судя по всему, этого больше не будет. Развитие культуры делает нас человечнее и счастливее, но почему-то в нашей стране это все еще не в приоритете.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7