ассистент куратора Вадима Садкова
Идее этой выставки уже более 40 лет: в то время куратор — специалист мирового масштаба, доктор искусствоведения, профессор Вадим Садков — был студентом, изучавшим фламандскую живопись. Чтобы узнать о картинах, находившихся в разных региональных музеях, он объехал практически всю страну. Тогда и родилась идея объединить полотна в одной масштабной выставке. Отобранные работы образовали эстетически самодостаточный пазл, который отражает логику исторического развития основных этапов и направлений фламандского искусства эпохи Рубенса. В таком контексте выставка соответствует уровню ведущих мировых музеев.
А еще данный проект является показательным примером, как под руководством куратора объединились не только картины, но и большой коллектив искусствоведов из разных уголков нашей необъятной страны.
Наполненность музеев разных стран количеством и качеством экспонатов напрямую зависит от того, насколько богата была страна в период открытия тех или иных художников. К примеру, великий Вермеер был открыт в середине XIX века, и в это время большинство его работ были выкуплены США. В России были разные периоды, и работы почти никто не коллекционировал до начала XVIII века. Потом были пробелы в XIX и в середине XX века. Но другой стороной медали является то, что зачастую наши коллекционеры покупали не очень известных авторов, руководствуясь только лишь собственным хорошим вкусом, — и часто находили настоящие жемчужины.
Мы уделили особое внимание произведениям малоизученных художников, от которых до нашего времени сохранилось одно или два достоверных произведения. Такого рода работы представляют исключительный интерес для науки, поскольку служат единственными эталонами для верного понимания творческого облика и потенциального выявления сохранившегося наследия того или иного редкого живописца. Так, в экспозиции особое место занимают картины натюрмортиста Николаса Каве (от художника сохранилась всего одна подписная картина, и она представлена на выставке) и мастеров «фигурного» жанра: Яна де Дюйтса и Йоанны Вергаувен (заметим, женщина-художница, что было нечастым явлением в XVII столетии).
НИКОЛАС КАВЕ, «СОКОЛ И БИТАЯ ПТИЦА»
© Серпуховский историко-художественный музей
Эта выставка очень многогранна, она строится не вокруг общих сюжетов, а вокруг взаимодействия и взаимовлияния разнообразных художественных жанров до Рубенса, в его время и после него. Она прекрасна тем, что картины различных жанров, изначально имевшие разнообразное функциональное назначение и адресованные разным категориям заказчиков, теперь собраны воедино. Выставка наглядно демонстрирует форму сотрудничества в художественных мастерских Фландрии. На примерах показано взаимодействие мастера и его учеников, а также представителей жанров, которые, стремясь создать конкурентоспособный на рынке продукт, объединяли свои усилия. Например, пейзажисты часто приглашали специалистов по изображениям фигур для написания стаффажа, а натюрмортисты работали с пейзажистами, исполняющими фоны.
Была бы рада посекретничать, но, как честные искусствоведы, мы были обязаны рассказать все нашим посетителям. Хотя сюрпризов на выставке очень много! Так, центром экспозиции является картина Рубенса и его мастерской «Коронование Роксаны Александром Македонским» из частного собрания в Москве, которую прежде никогда не выставляли на обозрение широкой публики. Кроме того, в ходе подготовки выставки мы выявили и сменили атрибуции для целого ряда произведений. Например, «Горный пейзаж с часовней» из Воронежского областного художественного музея оказался работой Тобиаса Верхахта, а «Пейзаж с путниками», считавшийся в Тульском областном художественном музее произведением неизвестного автора, оказался работой Антона Миру. Также удалось впервые определить сюжет картины Йоанны Вергаувен «Видение святого Игнатия Лойолы» и найти именно тот храм, который изображен на картине (да-да, он еще существует)!
ПИТЕР ПАУЛЬ РУБЕНС И ЕГО МАСТЕРСКАЯ,
«КОРОНОВАНИЕ РОКСАНЫ АЛЕКСАНДРОМ МАКЕДОНСКИМ»
© Собрание Владимира Некрасова
В отличие от постоянных экспозиций, музейные выставки — явление, ограниченное не только пространством, но и временем. После завершения показа экспонаты будут возвращены владельцам, и, чтобы оценить их в оригинале, придется изрядно попутешествовать. Настаиваю, что живописными произведениями следует наслаждаться именно в оригинале: никакая репродукция или цифровое изображение не в состоянии передать обаяние неповторимой трехмерной фактуры подлинника. Отдельно хочу отметить, что музей предоставляет возможность посетить данную выставку в рамках семейных образовательных программ и даже целых циклов лекций: созданные сокуратором выставки, они в легкой игровой форме увлекут в мир прекрасного зрителей всех возрастов. Уверена, что даже настоящий знаток фламандской живописи почерпнет для себя много новых и интересных фактов.
ЯН БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ, «ЗИМНИЙ ПЕЙЗАЖ С ЛОВУШКОЙ ДЛЯ ПТИЦ»
Собрание Валерии и Константина Мауергауз
Другие истории
Подборка Buro 24/7