Интервью с хореографом Владимиром Варнавой
Владимир Варнава — один из самых молодых лауреатов «Золотой маски» и победитель фестиваля CONTEXT (в этом году заявки на конкурс для молодых хореографов продлили до 15 июля). Одной из его последних работ стал балет «Петрушка» на музыку Игоря Стравинского, поставленный в Пермском театре оперы и балета.
— Что дала вам победа в CONTEXT. Diana Vishneva?
— В первую очередь — стажировку у Каролин Карлсон в Atelier de Paris. Поездка в Париж к Каролин стала одним из лучших периодов в моей жизни. При этом я работал по девять-десять часов в день: танцевал, читал литературу. Я впервые чувствовал себя частью исторического процесса , ощущал, что я присутствую при рождении чего-то нового — первого фестиваля Context. Это восхитительный опыт.
Кроме того, Каролин — очень мудрый человек и настоящий мастер. Именно таких людей я считаю своими учителями. Они не боятся уступить своим ученикам и понимают, что ученик должен превзойти своего учителя, иначе он не сможет вырасти. Многим менторам тяжело дается эта мысль, но не Каролин — мне показалось, она это прекрасно понимает и дает волю своим ученикам.
— У каждого танцовщика наступает момент, когда он становится хореографом, но продолжает выступать. Как вы совершили этот переход?
— Искусство балетмейстера всегда было моим любимым предметом. В этот момент я чисто интуитивно ощутил, что хочу этим заниматься. Еще в Кургане, когда я был пятилетним ребенком, мои первые преподаватели Оксана Бойко и Андрей Санников учили меня импровизации. Только когда ее освоишь, станешь мастером. А в академических театрах, например, люди зажимаются, не могут свободно танцевать. Однако танцовщики в театре просят все проговаривать и прямо говорить, что от них требуется. Возвращаясь к вопросу, я очень люблю импровизировать, поскольку именно из этого рождается хореография. Сначала ты ищешь способ движения — перед зеркалом или в темной комнате, — а затем фиксируешь наиболее удачные варианты.
— Вернемся к недостатку импровизации в балетных театрах. Как вам работается с труппой Пермского театра оперы и балета?
— С ними очень легко, в первую очередь — эмоционально. Вот мы сейчас ставим «Петрушку»: в нем действие разворачивается в голове главного героя. Более того, у него там настоящий цирк, почти как у Гомера Симпсона. Помните, ему что-то важное рассказывают, а у него в голове обезьянка в литавры бьет? У нас в спектакле так же — клоунады много, цирковых номеров.
И, разумеется, я всегда заставлял актеров импровизировать. С рядом артистов удалось установить очень хороший контакт. Хотя, конечно, есть и современные вещи — Форсайт и Даглас Ли, например. Я как раз стараюсь уходить от классических вещей в сторону современного танца. И пускай труппа заточена под другое, сейчас у них произошла революция сознания. Они наконец-то смогли как следует расслабиться и теперь дают миниатюры и клоунадки. Меня это восхищает — тебе как будто удается заново открыть артистов.
— Что вы пытаетесь донести до зрителя с помощью «Петрушки»? Как выдерживаете баланс между абстрактным танцем и нарративным?
— Я не люблю нарративный танец, однако мне нравится рассказывать. Меня привлекают истории, которые подаются иносказательно. Мне не нравится буквализм, когда играет драматическая музыка и герой тут же хватается за голову. Возлюбленная бросила — не любит его больше. Вот такой пафос меня отталкивает и даже более того — смущает. Мне нравится, когда каждый видит то, что хочет. Зритель усматривает определенные ключи, которые помогают ему осознать происходящее, тянут его за собой. Так, например, построен балет Прельжокажа «Сие есть тело мое». Это восхитительная работа, наполненная абстрактными символами. Тело попадает в различные ситуации: оно подвергается насилию, пылает любовью, ощущает страх. И это только одна из трактовок — кто-то, например, видит в этом балете смертные грехи.
— Что вы вложили в Петрушку от себя самого?
— Конечно, я этого героя очень сильно ассоциирую с собой. Однако в первую очередь Петрушка — это душа артиста, душа человека, который всегда на сцене, всегда «на виду». Вместе с тем он единственный герой, который по-настоящему ощущает радость, боль и влюбленность. Все — вывернуто. И здесь может быть любой тонко чувствующий человек вне зависимости от гендерной принадлежности. Я окончательно усвоил эту мысль, когда в постановке появилась женщина.
— Кстати, что вы можете сказать о работе с Дианой Вишневой?
— Мы давно дружим, но впервые работаем вместе. Я считаю ее большой артисткой. Она копает с одной стороны, а я с другой, и в один момент мы встречаемся. Я ведь привык работать с друзьями, иначе мне немного дискомфортно. Когда приходишь в новое место, приходится заново завоевывать людей, заново раскрывать их, поскольку у них могут быть свои предрассудки и комплексы. В этот раз многое удалось именно благодаря Диане: она очень открытый человек, и ребята все сразу расслабились. Они поняли, что мы не к Олимпийским играм готовимся, а занимаемся творчеством, которое в первую очередь интересует их самих.
— А как ваши родители относятся к вашему творчеству?
— Мне очень повезло: они меня всегда поддерживали. Хотя изначально родители хотели, чтобы я пошел по их стопам и стал художником. Но они легко приняли мое решение заняться танцем. Хотя сейчас они не всегда понимают смысл моих спектаклей. Сейчас они впервые приедут посмотреть мой спектакль вживую — раньше на видео смотрели. Только во время моей учебы в Ханты-Мансийске им удавалось ходить на мои спектакли. А в этот раз все сошлось; Курган все же не очень далеко от Перми. И здорово, что для меня это уже не дебют, здорово, что они увидят именно «Петрушку» и в спектакле будет Диана. А уж понравится или не понравится — это уже дело десятое.
Как принять участие в Конкурсе молодых хореографов CONTEXT. Diana Vishneva
К участию допускаются проекты, созданные специально для фестиваля CONTEXT. Diana Vishneva. При этом ограничений по составу участников нет: набор открыт и для хореографов с опытом и тех, кто пока не имеет специального образования. География конкурса распространяется на всю Россию и страны СНГ.
Фестиваль дает молодым хореографам шанс показать свои работы на сцене. Участникам, которые прошли в финал, покрывают расходы на дорогу и проживание. А победитель получает грант на стажировку в одной из ведущих зарубежных школ современного танца.
Заявки принимаются до 15 июля на сайте www.contextfest.com
Источник: https://www.buro247.ru/culture/expert/15-jun-2017-context-diana-vishneva-contemporary-da.htm
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7