Афинская школа, авангард и Россия в объективе Дмитрия Маркова: куда идти и что смотреть в музеях в августе

По традиции делимся гидом по лучшим выставкам месяца, чтобы в августе вы точно не почувствовали дефицита культуры. География обширная — Москва, Петербург и даже Тула. Для тех, кто готов вернуться в строй после череды музыкальных фестивалей, сезона отпусков и летнего дачного затишья.


«ПОДРУГИ. К ЮБИЛЕЮ ВАРВАРЫ СТЕПАНОВОЙ»

КОГДА

до 20 октября


ГДЕ

Москва, ГМИИ им. А. С. Пушкина

Абсолютно женская экспозиция, приуроченная к круглой дате: в октябре этого года исполняется 130 лет со дня рождения Варвары Степановой — живописца, графика, художника театра и книги, дизайнера, модельера. Выставка, посвященная юбилею советской авангардистки, позволит расширить представление о ее творчестве через сообщество художниц, судьбы которых пересекались на протяжении 1910–1930-х годов. Помимо Степановой, это Ольга Розанова, Любовь Попова, Александра Экстер, Вера Мухина, Надежда Ламанова, Эсфирь Шуб, Анастасия Ахтырко, сестры Ольга и Галина Чичаговы, Людмила Санина, Елизавета Игнатович. Их связывала дружба, совместные интересы и участие в общей художественной деятельности. Всего затронуто четыре темы, в которых именно женщинам-художницам было суждено совершить тихую и незаметную, но радикальную революцию: театральная сценография, текстильный дизайн и мода, книжная графика и новая верстка и, наконец, фото- и киномонтаж.

Александра Экстер, эскиз декорации «Лист № 6. Оперетта», 1930

Варвара Степанова, эскиз костюма для спектакля «Смерть Тарелкина», 1922

«СЕДЬМОЕ НЕБО. ДМИТРИЙ МАРКОВ»

КОГДА

до 20 октября


ГДЕ

Санкт-Петербург, Anna Nova

Первая выставка фотографа после его ухода из жизни в феврале 2024-го. На двух этажах петербургской галереи выставят 60 работ автора, созданных с 2014 по 2023 год. Это некое путешествие, цель которого — поиск веры, противоречащей научному методу. Вера в человека, в возможность его внутреннего развития вопреки любым обстоятельствам — это то ценное в произведениях художника, что упускают формалисты. Марков сопереживает человеку и работами дополняет богатство мира, делая его поддающимся изменениям к лучшему. Куратор экспозиции Владислав Ефимов отмечает: «Проект Маркова фотографически концептуален и одновременно не укладывается в обычную для такой практики установку на полное подтверждение наблюдением заранее сделанных выводов. В случае "Седьмого неба" видим, как органично смешиваются техничность, свойственная хорошей фотографии, и романтика надежды».

Дмитрий Марков, фотография без названия, 2021
Дмитрий Марков, фотография без названия, 2017

«БОЛЬШИЕ КРЫЛЬЯ НАВИСАЛИ НАДО МНОЙ»

КОГДА

до 21 августа


ГДЕ

Москва, pop/off/art

В работах, подготовленных специально для этой выставки, современный художник продолжает исследовать тему телесности, которая стала частью его узнаваемого художественного языка, а именно тему балета через политическую перспективу. Центральным вопросом экспозиции является контроль имперского государства как структуры над телом и его движениями, что соответствует репрессивной природе балетных практик. В основу легла автобиография культового артиста балета Рудольфа Нуреева. С личностью танцовщика связано и название проекта. «Большие крылья нависали надо мной» — цитата из воспоминаний Нуреева, его мысль, проскользнувшая перед самолетом на роковом аэродроме во французском Бурже, недалеко от Парижа, где он решил остаться в 1961 году, став одним из первых «невозвращенцев» среди советских артистов.

Шамиль Шааев, картина № 1 из серии «17 упражнений», 2024
Шамиль Шааев, картина «Ложа 1», 2024

«АФИНСКАЯ ШКОЛА»

КОГДА

до 4 ноября


ГДЕ

Тула, творческий индустриальный кластер «Октава»

На случай, если давно хотелось посетить Тулу, а повода не подворачивалось, нашли его за вас: тотальная инсталляция Романа Сакина «Афинская школа» из коллекции Антона Козлова. Проект впервые был показан в 2015 году в галерее Марины Печерской, а теперь приобрел особую актуальность: общество переживает период стремительных перемен, не позволяющий искать поддержки в мыслях о будущем — оно остается туманным и незримым. В разные исторические эпохи в такие моменты человеку свойственно опираться на концепт о золотом веке человечества, сохраняющем представление о безусловных ценностях и высоких принципах гуманизма. Основное учение школы Сакина, зашифрованное в произведении искусства, — это учение о пространстве и его восприятии человеком.

Роман Сакин, инсталляция «Афинская школа», «Комната первая. Учебный класс», 2014
Роман Сакин, инсталляция «Афинская школа», «Комната третья. Спальня», 2014

FORMS OF LIFE

КОГДА

до 25 октября


ГДЕ

Москва, Postrigay Gallery

На второй персональной выставке Джонас Фарел в Postrigay Gallery (предыдущая экспозиция «Портреты света» в прошлом году стала первым офлайн-проектом галереи) увидим картины и стеклянные арт-объекты о вымышленной вселенной и ее жителях. Жизнь организмов из произведений художницы зарождается в условиях, близких к стагнации. Однако все существа, вне зависимости от внешних факторов, продолжают выполнять свои роли. Так, сундучковый светолучник передвигается по пространству картины и аккумулирует новые знания, а живоскок транспортирует других героев на дальние расстояния. Произведения выставки напоминают: в жизни каждого наступают моменты, когда кажется, что все вокруг замерло и наступил застой, но в конце концов противоречия разрешатся, отчаяние отступит, и начнется новая глава.

Мария Джонас Фарел, арт-объект из серии «Forms of Life, Живоскок», 2024
Мария Джонас Фарел, картина Assembly, 2023

«A—S—T—R—A OPEN VOL. 5»

КОГДА

до 7 сентября


ГДЕ

Москва, галерея современного искусства a—s—t—r—a

Пятый выпуск ежегодного проекта a—s—t—r—a open галерея реализует в соавторстве с приглашенными кураторами — командой Newnow (Марго Макарова и Уля Савич). Основная идея — «вывернуть наизнанку» тот процесс, который стоит за отбором и формированием нового пула авторов. Выставочное пространство галереи примет форму скетчбука для пинов, набросков, заметок: как мыслит команда, на что обращает внимание, к каким смыслам обращаются художники, из чего складываются стейтменты, что выходит на первый план, а что остается за скобками. Это проект о том, как поле исследования сужается до нескольких имен в условиях ограниченного пространства, а куратор становится собеседником. В рамках a—s—t—r—a open vol. 5 также запланирована параллельная программа, включающая художественные практики действия и беседы с приглашенными экспертами.

Мария Катьянова, картина Distorting mirror, 2024

Алена Жандарова, фотография «Автопортрет с лимонами», 2015


«АТМОСФĒРЫ: ПОЛĒ»

КОГДА

до 31 августа


ГДЕ

Москва, A-House

Итоговые проекты студентов архитектурной школы «МАРШ», студии «атмосфēры: полē» можно будет рассматривать в A-House на протяжении августа. Авторам было предложено поразмышлять над тем, в какой момент архитектурные пространства способны обрести атмосферу, можно ли вообще ее спроектировать или она возникает сама по себе. Экспериментальной площадкой для творческого поиска стало самое настоящее поле в Московской области. Выставку курируют Андрей Фомичёв и Александра Боева.

Эскизы работ студентов архитектурной школы «МАРШ»
Эскизы работ студентов архитектурной школы «МАРШ»


«МУДБОРД»

КОГДА

до смены экспозиции, точная дата неизвестна


ГДЕ

Москва, МАММ

В Мультимедиа Арт Музее 7 августа стартует персональная выставка Алексея Дунаева, победителя ежегодной Грантовой программы Фонда Still Art по fashion-фотографии для молодых фотографов. Для каждой съемки автор использует разный визуальный язык, становится голосом нового поколения, ищущего самоидентификацию. Фотограф не навязывает героям жесткие рамки уже существующих ролевых моделей, чутко и точно он фиксирует сам процесс поиска идентичности. В залах МАММ выставка Дунаева неслучайно будет соседствовать с проектом «Коллекция Фонда Still Art. Шедевры мировой фотографии моды». Работы отражают те изменения, которые сегодня претерпевает фэшн-фотография как жанр.

Алексей Дунаев, Ирина Мартыненко для Elle Russia, 2021
Алексей Дунаев, кадр из лукбука Gala Swimsuit, 2019