КОГДА
до 20 октября
ГДЕ
Москва, ГМИИ им. А. С. Пушкина
Абсолютно женская экспозиция, приуроченная к круглой дате: в октябре этого года исполняется 130 лет со дня рождения Варвары Степановой — живописца, графика, художника театра и книги, дизайнера, модельера. Выставка, посвященная юбилею советской авангардистки, позволит расширить представление о ее творчестве через сообщество художниц, судьбы которых пересекались на протяжении 1910–1930-х годов. Помимо Степановой, это Ольга Розанова, Любовь Попова, Александра Экстер, Вера Мухина, Надежда Ламанова, Эсфирь Шуб, Анастасия Ахтырко, сестры Ольга и Галина Чичаговы, Людмила Санина, Елизавета Игнатович. Их связывала дружба, совместные интересы и участие в общей художественной деятельности. Всего затронуто четыре темы, в которых именно женщинам-художницам было суждено совершить тихую и незаметную, но радикальную революцию: театральная сценография, текстильный дизайн и мода, книжная графика и новая верстка и, наконец, фото- и киномонтаж.
КОГДА
до 20 октября
ГДЕ
Санкт-Петербург, Anna Nova
Первая выставка фотографа после его ухода из жизни в феврале 2024-го. На двух этажах петербургской галереи выставят 60 работ автора, созданных с 2014 по 2023 год. Это некое путешествие, цель которого — поиск веры, противоречащей научному методу. Вера в человека, в возможность его внутреннего развития вопреки любым обстоятельствам — это то ценное в произведениях художника, что упускают формалисты. Марков сопереживает человеку и работами дополняет богатство мира, делая его поддающимся изменениям к лучшему. Куратор экспозиции Владислав Ефимов отмечает: «Проект Маркова фотографически концептуален и одновременно не укладывается в обычную для такой практики установку на полное подтверждение наблюдением заранее сделанных выводов. В случае "Седьмого неба" видим, как органично смешиваются техничность, свойственная хорошей фотографии, и романтика надежды».
КОГДА
до 21 августа
ГДЕ
Москва, pop/off/art
В работах, подготовленных специально для этой выставки, современный художник продолжает исследовать тему телесности, которая стала частью его узнаваемого художественного языка, а именно тему балета через политическую перспективу. Центральным вопросом экспозиции является контроль имперского государства как структуры над телом и его движениями, что соответствует репрессивной природе балетных практик. В основу легла автобиография культового артиста балета Рудольфа Нуреева. С личностью танцовщика связано и название проекта. «Большие крылья нависали надо мной» — цитата из воспоминаний Нуреева, его мысль, проскользнувшая перед самолетом на роковом аэродроме во французском Бурже, недалеко от Парижа, где он решил остаться в 1961 году, став одним из первых «невозвращенцев» среди советских артистов.
КОГДА
до 4 ноября
ГДЕ
Тула, творческий индустриальный кластер «Октава»
На случай, если давно хотелось посетить Тулу, а повода не подворачивалось, нашли его за вас: тотальная инсталляция Романа Сакина «Афинская школа» из коллекции Антона Козлова. Проект впервые был показан в 2015 году в галерее Марины Печерской, а теперь приобрел особую актуальность: общество переживает период стремительных перемен, не позволяющий искать поддержки в мыслях о будущем — оно остается туманным и незримым. В разные исторические эпохи в такие моменты человеку свойственно опираться на концепт о золотом веке человечества, сохраняющем представление о безусловных ценностях и высоких принципах гуманизма. Основное учение школы Сакина, зашифрованное в произведении искусства, — это учение о пространстве и его восприятии человеком.
КОГДА
до 25 октября
ГДЕ
Москва, Postrigay Gallery
На второй персональной выставке Джонас Фарел в Postrigay Gallery (предыдущая экспозиция «Портреты света» в прошлом году стала первым офлайн-проектом галереи) увидим картины и стеклянные арт-объекты о вымышленной вселенной и ее жителях. Жизнь организмов из произведений художницы зарождается в условиях, близких к стагнации. Однако все существа, вне зависимости от внешних факторов, продолжают выполнять свои роли. Так, сундучковый светолучник передвигается по пространству картины и аккумулирует новые знания, а живоскок транспортирует других героев на дальние расстояния. Произведения выставки напоминают: в жизни каждого наступают моменты, когда кажется, что все вокруг замерло и наступил застой, но в конце концов противоречия разрешатся, отчаяние отступит, и начнется новая глава.
КОГДА
до 7 сентября
ГДЕ
Москва, галерея современного искусства a—s—t—r—a
Пятый выпуск ежегодного проекта a—s—t—r—a open галерея реализует в соавторстве с приглашенными кураторами — командой Newnow (Марго Макарова и Уля Савич). Основная идея — «вывернуть наизнанку» тот процесс, который стоит за отбором и формированием нового пула авторов. Выставочное пространство галереи примет форму скетчбука для пинов, набросков, заметок: как мыслит команда, на что обращает внимание, к каким смыслам обращаются художники, из чего складываются стейтменты, что выходит на первый план, а что остается за скобками. Это проект о том, как поле исследования сужается до нескольких имен в условиях ограниченного пространства, а куратор становится собеседником. В рамках a—s—t—r—a open vol. 5 также запланирована параллельная программа, включающая художественные практики действия и беседы с приглашенными экспертами.
КОГДА
до 31 августа
ГДЕ
Москва, A-House
Итоговые проекты студентов архитектурной школы «МАРШ», студии «атмосфēры: полē» можно будет рассматривать в A-House на протяжении августа. Авторам было предложено поразмышлять над тем, в какой момент архитектурные пространства способны обрести атмосферу, можно ли вообще ее спроектировать или она возникает сама по себе. Экспериментальной площадкой для творческого поиска стало самое настоящее поле в Московской области. Выставку курируют Андрей Фомичёв и Александра Боева.
КОГДА
до смены экспозиции, точная дата неизвестна
ГДЕ
Москва, МАММ
В Мультимедиа Арт Музее 7 августа стартует персональная выставка Алексея Дунаева, победителя ежегодной Грантовой программы Фонда Still Art по fashion-фотографии для молодых фотографов. Для каждой съемки автор использует разный визуальный язык, становится голосом нового поколения, ищущего самоидентификацию. Фотограф не навязывает героям жесткие рамки уже существующих ролевых моделей, чутко и точно он фиксирует сам процесс поиска идентичности. В залах МАММ выставка Дунаева неслучайно будет соседствовать с проектом «Коллекция Фонда Still Art. Шедевры мировой фотографии моды». Работы отражают те изменения, которые сегодня претерпевает фэшн-фотография как жанр.
Другие истории
Подборка Buro 24/7