Создатель Вертикальных садов в Милане Стефано Боэри — о симбиозе архитектуры и леса, пост-пандемических городах и своем новом масштабном проекте в столице Албании

Пандемия, климатический кризис, перенаселенность больших городов и заброшенность маленьких сегодня ставят перед архитекторами и урбанистами новые сложные задачи, решать которые надо как можно быстрее. Поговорить об этом BURO. решило со Стефано Боэри — человеком, который начал продвигать экологичность и устойчивое развитие в архитектуре еще до того, как громко прозвучал такой запрос.

Ваши легендарные Вертикальные сады в Милане были построены в 2007 — 2014 годах, когда тенденция на sustainability еще не была так сильна, как сегодня. Как к вам пришла эта идея и как она развивалась?

В последние годы о Вертикальных садах говорят разное. Некоторые видят в них новый главный символ Милана, а кто-то нарекает манифестом городского озеленения. Лично я просто обожаю деревья, я одержим ими и, честно говоря, вижу в них полноценных личностей. Долгие годы я пытался понять, возможно ли изобрести архитектуру, которая позволит деревьям быть не просто декоративным, а конструктивным элементом, полноценным жильцом дома. Так я пришел к идее Вертикальных садов — домов настолько же для деревьев, птиц и насекомых, насколько и для людей.

Первый рисунок я сделал в Дубае в 2006 году. Этот город посреди пустыни меня потряс: более двухсот 200-метровых небоскребов из стекла, в которых отражается заходящее солнце пустыни, колоссальное потребление энергии из-за необходимости постоянного кондиционирования помещений. В те недели у меня была задача придумать здание в миланском районе Porta Nuova, и ответом стали Вертикальные сады. Я решил, что для меня это прекрасная возможность претворить в реальность сон, унаследованный от Итало Кальвино с его романом «Барон на дереве». Работа над первым зданием Вертикальных садов обозначила особый момент в моей жизни как дизайнера.

Вы поддерживаете связь с жильцами Вертикальных садов и других построенных вами жилых домов? Получали от них фидбэк?

На самом деле, у меня больше информации о «нечеловекообразных» обитателях Вертикальных садов: в домах живут 480 деревьев, 300 растений поменьше, 15 000 многолетних растений и почвопокровных растений, а также 5000 кустов. Природа буквально проникает в жилые помещения, делает окружающую обстановку уникальной и постоянно ее меняет, иллюстрируя течение времени в сутках, сезонах и годах. Растения пребывают в постоянной трансформации: эволюционируют, меняют форму, двигаются в воздухе.

Жильцы одновременно наслаждаются прямым контактом с природой и жизнью в самом центре Милана. Их дом — это здание, которое позволяет наблюдать за великолепием смены красок деревьев и кустарников. Более того, летом растения спасают от жары, а зимой защищают от холодов. Благодаря деревьям, восприятие света и пространства меняется, связь между внутренним и внешним становится практически иллюзорной, и жилые площади простираются за пределы замкнутого пространства, в котором живут люди.

Вы слышали о ситуации с жилым комплексом Qiyi City Forest Garden в китайском городе Чэнду и проблемах жильцов с насекомыми и другими формами жизни, которых не должно быть в доме (о проблеме стало известно в сентябре 2020 года: из-за ошибок в планировании растения разрослись, вышли из-под контроля и привлекли множество насекомых. — Прим. BURO.)? Какие ошибки допустили архитекторы? Как вам удалось избежать их в своей архитектуре?

Вертикальные сады появились как прототип новой архитектуры, поэтому мы никогда не регистрировали авторских прав на эту идею, ведь мы хотели, чтобы она развивалась другими архитекторами и использовалась повсеместно. Для нас было важно показать, что такие дома приживутся в любом уголке мира. Разрабатывая миланский проект, мы вложили много средств в научные исследования, чтобы максимально точно понять особенности создаваемой нами новой архитектуры и выбирать лучшие решения из возможных.

Совместная работа с Лаурой Гатти, д. н. в области агрокультурных наук, и ее командой оказалась крайне плодотворной и подарила нам новые знания и навыки в фитопатологии, энтомологии и фитоиатрии (наука о защите и заботе о растениях. — Прим. BURO.). Успех и безопасность Вертикальных садов сложились не только из хорошего дизайна, но и как результат вдумчивых изучений биологической уникальности каждой локации, где строятся эти здания. Цель стратегии контроля окружающей среды — достичь правильного баланса между популяцией паразитов и хищниками, которые ими питаются. Ситуации, как та, что имела место в Китае, можно предсказать и избежать благодаря правильному подходу к проектированию и постоянному диалогу с жильцами.

Визуально ваша архитектура находится в абсолютной гармонии с природой. Как еще она отвечает на запрос на урбанистическую устойчивость, который сегодня особенно велик?

Вертикальные сады представляют собой озеленение высокой плотности, которое делает проницаемость архитектурных поверхностей выше, а также снижает высокие температуры, вызванные отражением солнечных лучей от стеклянных фасадов. Щит формируется благодаря растениям, расположенным по периметру каждого этажа, и значительно снижает потребление энергии, благодаря тому что листья, покрывающие фасады, генерируют микроклимат. Растительность работает как фильтр и делает температуру внутри помещений в среднем на 3 градуса ниже, чем снаружи.

Деревья и кустарники питаются из подземных источников, вода из которых поднимается по насосной системе, работающей на солнечных батареях на крышах зданий. Растения очищают воду и возвращают ее в атмосферу в виде испарений, которые понижают уровень жары вокруг дома. Ирригация растений также может происходить за счет фильтрации и очищения воды, используемой жильцами. Это стало возможным благодаря введенной в эксплуатацию в первых Вертикальных садах умной системе капельного орошения, разработанной в соответствии с потребностями, распространением и расположением растительных организмов.

Поговорим о коронавирусе и его влиянии на архитектуру и города. Какие ключевые моменты вы можете выделить? Как новая реальность уже меняет архитектуру и окружающую нас среду и каких трансформаций нам ждать в ближайшем будущем?

Пандемия приблизила благотворные процессы, которые так или иначе состоялись бы, но в гораздо более медленном темпе. Постпандемический город для меня ясно выражает модель мегаполиса, состоящего из маленьких городков. Это может стать разумным выбором, если мы хотим снизить плотность населения в зонах высокого скопления людей и создать самодостаточные районы, где все необходимые сервисы находятся в 15-минутной доступности. Город из таких районов ничего не потеряет в плане социальной интенсивности, за которую мы так ценим мегаполисы. Мы должны понять, где проходит грань между личной сферой и социальной динамичностью, где находится нейтральная зона для контакта между обособленной приватностью и жизненно важными сервисами. Эта зона может располагаться на нижних этажах жилых домов, где курьеры могут оставлять заказы, где будут стоять вендинговые машины под контролем операторов из агропромышленного и гастрономического секторов. Или же там можно расположить маленькие клиники, рассчитанные на жильцов дома. А крыши — идеальное место для зеленой зоны, отдыха и спорта.

Какие города, по вашему мнению, наиболее близки к этому описанию? И какие глобальные проблемы сейчас стоят перед урбанистами?

Если говорить о моей родной Италии, то Рим, на мой взгляд, заслуживает титула мегаполиса будущего. В этом сложном городе воплощена идея архипелага, представляющего разные пейзажи и исторические периоды. Здесь есть леса, агрокультурные поля, монументы, самодостаточные районы и архитектура из любой эпохи, которая только приходит на ум. Во времена, когда города страдают от перенаселенности, Рим — прекрасный пример для подражания.

Фундаментальный вопрос, который перед нами стоит сегодня: как мы можем перепридумать и сгенерировать новый альянс между маленькими городками и большими мегаполисами? Как нам выработать новую форму братства городов? Как грамотно связать их друг с другом сервисами и сетями? Маленькие города пустеют, и именно сейчас время позаботиться об этих малых урбанистических агломерациях, об их лесах, агрокультуре и невероятных пейзажах.

Вы уже работаете над каким-нибудь постпандемическим проектом? Расскажите о вашем генплане столицы Албании Тираны: он вписывается в концепцию постпандемического города?

Да, сейчас мое бюро Stefano Boeri Architetti занимается развитием проекта Tirana Riverside и разрабатывает мастерплан участка в 29 га, на котором раскинется первый в Европе самодостаточный район, отвечающий как климатическим, так и требованиям медицинской безопасности. Кроме того, он призван решить проблему жилья для семей, которые лишились своих домов во время землетрясения в Албании в ноябре 2019 года. Этот полицентричный район будет по максимуму обеспечивать сам себя: доступные сервисы, активно используемые нижние этажи домов и их крыши, пространства на открытом воздухе и зеленые зоны, независимость в производстве энергии и еды.

Градостроителям необходимо пересмотреть назначение открытых пространств в городах и создать как можно больше взаимосвязей, чтобы десинхронизировать ритм мегаполиса и избежать огромных потоков людей в часы пик. Очень важно повысить качество лесопарковых зон, которые делают город здоровее и воспитывают в людях ответственность за экологию. В процессе работы мы интегрируем в дизайн больше технологических решений для производства энергии, анализируем жизненный цикл зданий, следим за углеродными выбросами и за тем, какая от нас потребуется экологическая компенсация за проделанные работы. Здания можно и нужно проектировать как энергетические хабы по производству энергии для самих себя и города, вписывая их в умную сеть урбанистических взаимосвязей.


Благодарим пресс-службу IX Санкт-Петербургского международного культурного форума за помощь в организации интервью

Катя Мячикова

01.12.20, 12:02