Объятия, небо и документы времени: куда идти и что смотреть в музеях в октябре

По традиции не оставляем вас без гида по самым громким столичным выставкам месяца. В подборке 8 экспозиций на любой вкус — для поклонников живописи, фотографии и инсталляций.


«НЕБЕСНЫЕ АРТЕФАКТЫ»

КОГДА

до 12 января


ГДЕ

Москва, Дом культуры «ГЭС-2»

В конце сентября на Проспекте «ГЭС-2» появились восемь кинетических зеркальных объектов, составивших инсталляцию «Небесные артефакты». Они поразительно органично вписались в пространство Дома культуры — увидеть это своими глазами нужно обязательно. Семь из них в разные годы были придуманы российским художником Франциско Инфанте и размещались в разных точках планеты: от Подмосковья («Легкие пространства», 2017) до катарских дюн («Арка», 1990). Отражая космические закономерности, они взаимодействуют с архитектурными элементами локации, преображая знакомое пространство путем искривления, деления и умножения. К слову, в институции можно теперь увидеть еще два новых проекта — «Парадокс береговой линии» о Камчатке и «Я никогда этого не увижу. Я никогда этого не забуду» о фрагментарности восприятия и балансе между коллективным и индивидуальным авторством в эпоху всеобщей цифровизации.

Франциско Инфанте-Арана, инсталляция «Арка», 1990/2024
Франциско Инфанте-Арана, Нонна Горюнова, артефакт из цикла «Легкие пространства», 2017/2024

«ИОСИФ БРОДСКИЙ. МЕСТО НЕ ХУЖЕ ЛЮБОГО»

КОГДА

до 12 января


ГДЕ

Москва, Еврейский музей и центр толерантности

Первым проектом осеннего сезона в Еврейском музее стала выставка, посвященная истории отъезда Иосифа Бродского за границу, его жизни в Европе и Америке. Экспозиция впервые подробно рассказывает о реальных маршрутах поэта-эмигранта с 1972 по 1996 год и его перемещениях — по Великобритании, США, Швеции и Италии. Масштаб поражает — более 200 экспонатов, среди которых мемориальные предметы, связанные с жизнью и творчеством Бродского, а также живописные и графические произведения из крупнейших государственных музеев: ГМИИ имени А.С. Пушкина, Государственного Эрмитажа, Государственного музея «Царскосельская коллекция», а также частных собраний.

Фото экспозиции «Иосиф Бродский. Место не хуже любого»

«ФРАНС СНЕЙДЕРС И ФЛАМАНДСКИЙ НАТЮРМОРТ XVII ВЕКА»

КОГДА

до 26 января


ГДЕ

Москва, Пушкинский музей

Натюрморт зародился в XVII веке, а его главным центром была, несомненно, Фландрия. Именно фламандцы чаще всего выступали с новыми творческими идеями и оказывали влияние на соседей. Франс Снейдерс — один из ключевых представителей жанра, прославившийся мастерством в передаче избыточности материального мира: в изображении охотничьих трофеев, дичи, кухонь, рынков и торговых лавок. На выставке зрители смогут не только увидеть классического Снейдерса, но и проследить за эволюцией манеры его живописи. Произведения современников и последователей Снейдерса дополнят экспозицию и отразят основные этапы развития фламандского натюрморта.

Франс Снейдерс, картина «Рыбная лавка», 1616
Франс Снейдерс, картина «Фруктовая лавка», 1618–1621

«АДЕПТЫ КРАСНОГО. МАЛЯВИН & АРХИПОВ»

КОГДА

до 16 февраля


ГДЕ

Москва, Третьяковская галерея

Третьяковская галерея никогда раньше не проводила персональных выставок работ Филиппа Малявина и Абрама Архипова. А ведь оба художника — яркие представители русского импрессионизма, творчество которых объединяет образ русской крестьянки, ассоциировавшейся в начале ХХ века с образом (ни много ни мало) России. Выставка строится на выявлении сходств и различий творческих методов мастеров. Одна часть экспозиции посвящена пейзажам, жанровым картинам и крестьянским образам Архипова, вторая — портретам и крестьянскому циклу Малявина. Сопоставление работ двух художников также позволит проанализировать роль красного цвета в искусстве первой трети ХХ века, феминный компонент русской культуры, влияние фольклора на высокое искусство, различие московской и петербургской живописных школ и многое-многое другое. Приятно видеть среди партнеров выставки локальный бренд 12 Storeez: арт + фэшн в чистом виде.

Филипп Малявин, картина «Бабы (Зеленая шаль)», 1914
Абрам Архипов, картина «За работой», 1926

«КАПРИЧЧИО»

КОГДА

до 25 октября


ГДЕ

Москва, VLADEY

Новая серия Леонида Цхэ посвящена прекрасной теме — объятиям людей. В ней художник продолжает работать на стыке классики и авангарда, как в классических произведениях жанра «каприччио» (в переводе с итальянского — каприз), главной ценностью которых является свобода от догм и правил. Отчасти его новые работы — про христианские вечные сюжеты: «Встреча Марии и Елизаветы», «Поцелуй Иуды», «Снятие со Креста» и Пьета, в которых объятие становится важным символом.

Леонид Цхэ, картина Без названия, 2024
Леонид Цхэ, картина Без названия, 2024

«SYMBIOSIS»

КОГДА

до 24 ноября


ГДЕ

Москва, VS Gallery

Первой в стране галерее фиджитал-искусства VS Gallery 19 сентября исполнился год. Отмечают день рождения выставкой — это 30 цифровых работ ее художников-резидентов, которые представляют свой взгляд на симбиоз природы и технологий и на то, как последние могут органично влиться в естественный мир, способствуя созданию совершенно новых форм самовыражения. Особое внимание редакции BURO. привлекают работы Rinatto L'Bank (Рината Абдрахманова) — в них важную роль играет вода. Ее уникальные свойства — искажение света, преломление и метаморфозы изображений — открыли перед автором новые горизонты в создании визуальных образов. Ринат вновь и вновь обращается к воде, разрабатывая серии работ, где это явление природы становится его полноценным соавтором.

Rinatto L'Bank (Ринат Абдрахманов), цифровая работа Liquid world 1, 2024
Rinatto L'Bank (Ринат Абдрахманов),цифровая работа Liquid world 3, 2024

«РУКИ, НОГИ, ГОЛОВА И ДРУГИЕ ПРЕДМЕТЫ ДЛЯ ПОВСЕДНЕВНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ»

КОГДА

до 3 ноября


ГДЕ

Москва, фонд Ruarts

Не секрет, что Нижний Новгород — один из мощнейших центров современного искусства в стране. Вот и студия «Тихая» добралась до Москвы и представила на 5 этаже фонда Ruarts первый персональный проект Всеволода Абазова — сооснователя и постоянного участника команды «ТОЙ», существующей с 2012 года. Инсталляция с длинным, но передающим всю суть названием «Руки, ноги, голова и другие предметы для повседневного пользования» состоит из двенадцати скульптур, в которых бытовые вещи сплетаются в причудливые антропоморфные образы. Сам автор называет экспозицию юмористической фантазией и попыткой оживить неживые вещи.

Всеволод Абазов, скульптура «Копатель», 2024
Всеволод Абазов, скульптура «Проектор», 2024

«НОВОЕ ОБЩЕСТВО ХУДОЖНИКОВ»

КОГДА

до 26 января


ГДЕ

Москва, Музей русского импрессионизма

В конце месяца — 24 октября — в Музее русского импрессионизма стартует выставка о знаменитом творческом объединении Серебряного века. Среди союзов и товариществ «Новое общество художников» выделялось демократическими принципами: в залах пересекались разные стили и течения, а работы Александра Бенуа соседствовали с произведениями Василия Кандинского. Посетители увидят живопись и графику творческой пары и основателей общества Дмитрия Кардовского и Ольги Делла-Вос-Кардовской, а также Бориса Кустодиева, Алексея Щусева, Михаила Врубеля и других участников объединения — это более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций от Санкт-Петербурга до Владивостока.

Борис Кустодиев, картина «Бабы», 1903

Ольга Делла-Вос-Кардовская, «Весенний день в Царскосельском парке», 1907

«ВЛАДИМИР КУПРИЯНОВ. ВОЗВРАЩЕНИЕ ВРЕМЕНИ»

КОГДА

до 24 ноября


ГДЕ

Москва, Московский музей современного искусства

ММОМА совместно с pop/off/art открывает ретроспективу, посвященную творчеству одного из крупнейших советских и российских фотохудожников конца ХХ – начала XXI века. Масштаб фигуры Владимира Куприянова в культуре остался незафиксированным — произведения фактически выпали из выставочного показа, как и из внимания теории и истории искусства, с его уходом из жизни в 2011 году. «Возвращение времени» — результат масштабной работы с архивом мастера, основой работ которого неизменно являлась фотография — как его собственная, так и найденная. Однако интересовали Куприянова скорее возможности ее репрезентации: отражение, засвечивание, деление на части, кадрирование, наложение нескольких слоев, имитирующих мультиэкспозицию. Драматургия проекта выстроена по ведущим мотивам автора: документ-образ, образ-время, орнамент, возвышенный исторический опыт. Всего увидим около 200 работ — как знаковых и широко известных, так и тех, что выставляются впервые.

Владимир Куприянов, фоторабота «Не отвержи мене от лица Твоего», 1990
Владимир Куприянов, фоторабота «Поминки», 1991

«АРХИТЕКТУРА ГОВОРИТ»

КОГДА

до 26 января


ГДЕ

Москва, Музей архитектуры имени А.В. Щусева

Музей архитектуры в Москве — первый в мире, посвященный этому виду искусства. В этом году институция отмечает юбилей — 90 лет, и все это время Музей искал способы говорить об этом сложном направлении и делать этот рассказ понятным. Чтобы сориентироваться в мире архитектуры, здесь в очередной раз предлагают взглянуть на него, но теперь по-новому, с восьми разных ракурсов. Разделы выставки покажут архитектуру как идею, как материал, как стиль, как тип, как город, как интерьер, как объект рисования и фотосъемки. Всего в экспозиции будет представлено более 400 предметов из фондов Музея.

Григорий Бархин, рисунок здания газеты «Известия», 1926
Леонид Браиловский, рисунок «Храм Ники Аптерос на Афинском Акрополе», 1890-е