Все, что нужно знать о Зинаиде Серебряковой

К большой ретроспективе художницы в Третьяковской галерее

В Москве открылась ретроспектива Зинаиды Серебряковой — рассказываем, почему выставка русской художницы будет интересна любителям русского искусства, знатокам и неофитам, а также тем, кто интересуется исключительно западными школами.

Предыстория

Настоящая ретроспектива стала самой масштабной за последние 30 лет — она приурочена к 50-летию со смерти Зинаиды Серебряковой и 100-летию Октябрьской революции, повлиявшей на судьбу художницы и ее современников. Первая большая выставка Серебряковой состоялась в 1986 году, за ней последовали отдельные проекты в Русском музее, Третьяковской галерее и на частных площадках. Три года назад в Третьяковке показали работы из парижского фонда Fondation Serebriakoff, после чего кураторы решили собрать большую ретроспективу, которая и занимает сейчас два этажа Инженерного корпуса.

Работы Серебряковой можно часто увидеть и в рамках больших выставочных проектов, посвященных русскому искусству.

«За туалетом». Автопортрет. Зинаида Серебрякова. 1909.

Она сыграла важную роль не только в стилистическом развитии национальной школы, но и сформировала новое отношение к личности художника-женщины. Участница объединения «Мир искусства» Серебрякова символизирует образ независимой художницы рубежа XIX–XX веков — подобно Берте Моризо и Мэри Кэссетт, работавшим в кругу импрессионистов.

Становление, «Мир искусства» и эмиграция в Париж

Зинаида Серебрякова родилась в 1884 году в художественной семье Бенуа — Лансере и с детства была окружена искусством. Ее дедом был архитектор Николай Бенуа, проектировавший здания в Санкт-Петербурге и Петергофе, отцом — скульптор Евгений Лансере, а дядей — Александр Бенуа, основатель группы «Мир искусства», куда входил и брат художницы — Евгений Евгеньевич Лансере. После смерти отца семья переезжает из села Нескучное под Харьковом в Петербург, однако Серебрякова неоднократно возвращается туда — на выставке можно увидеть рисунки с изображением семейного имения. В Петербурге художница учится в мастерской княгини Тенищевой, затем — у портретиста Осипа Браза, а также копирует произведения старых мастеров в Эрмитаже. Затем юная Серебрякова отправляется в Италию, а затем и во Францию, где учится рисунку в Академии де ла Гранд Шомьер в Париже. В 1924 году она покинет Россию и вернется в Париж навсегда, но этому предшествуют годы успешного творчества на родине.

В 1911 году Серебрякова присоединяется к обществу «Мир искусства» — наиболее крупному объединению художников эпохи Серебряного века, среди которых были Александр Бенуа, Лев Бакст, Евгений Лансере, Иван Билибин, Константин Сомов и многие другие. В рамках этого кружка художники, критики и литераторы обменивались идеями, занимались самообразованием и бунтовали против старшего поколения художников-передвижников, устраивая провокационные выставки. Вскоре к «Миру искусства» присоединился и Сергей Дягилев. Убежденный в мировом значении отечественного искусства, он привез в Европу свою балетную труппу и открыл Западу глаза на другую сторону русской культуры. С 1899 по 1904 год мирискусники работали над одноименным журналом и выставками, а с началом «Русских сезонов» в 1909 году принимали участие в оформлении балетов Дягилева.

«За завтраком». Зинаида Серебрякова. 1914.

Успех приходит к Серебряковой уже после первой выставки с ее участием в 1910 году, где художница показала ставший впоследствии знаменитым автопортрет, написанный годом ранее. Его мы видим на экспозиции одним из первых, как и представленный на отдельном щите автопортрет «Девушка со свечой». Годы до революции становятся для нее периодом расцвета: в это время она пишет автопортреты, сюжеты с крестьянками и купальщицами, работает вместе с Бенуа над эскизами росписей Казанского вокзала. Революция становится для Серебряковой переломным этапом — родное имение в Нескучном сгорело, муж погиб от тифа, а множество работ было уничтожено. После недолгой поездки в Париж она возвращается в Петроград, создает серию работ, посвященных Мариинскому театру, выставляется на Американской выставке и на деньги, вырученные от продаж нескольких картин, окончательно переезжает во Францию. В эмиграции творческая жизнь художницы продолжается, хотя и не так активно. Она создает марокканский цикл и несколько раз выставляется в Париже в 20–30-е годы.

Как смотреть выставку и в чем особенность работ Серебряковой

Ретроспектива в Третьяковской галерее выстроена по хронологическому принципу и позволяет проследить формирование разных линий в творчестве художницы — от ранних автопортретов до балетных полотен, созданных накануне эмиграции. Отдельным этажом представлено и наследие Серебряковой, созданное в период эмиграции. Работы художницы во многом отличаются от произведений других участников "Мира искусства". В отличие от Бакста, Сомова или Билибина Серебрякова не пишет галантных кавалеров в садах Версаля, не воспевает безупречные линии античных статуй и не иллюстрирует русские былины. Сюжеты ее полотен просты и понятны: дети за завтраком, купающиеся в бане или работающие в полях женщины, похожие на снежинок маленькие балерины.

«Беление холста». Зинаида Серебрякова. 1917.

Критики любят ругать Серебрякову за наивность рисунка и отсутствие академической выучки — для ее творчества куда важнее эмоциональность, лиричность и непосредственное ощущение жизни. Отдельный зал на выставке посвящен детям художницы — Тате, Кате, Шуре и Жене, которых она так часто изображала. Материнская любовь сочетается с беспристрастной наблюдательностью, эскизы и законченные портреты показывают детей без излишнего кокетства и сентиментальности.

Второй этаж выставки полностью посвящен произведениям периода эмиграции. Здесь представлены бельгийские панно, созданные в 1936–1937 годах для барона де Броуэра и долгое время считавшиеся утраченными во время Второй мировой войны, а также эскизы, написанные во время поездок в Марокко, которые организовал ее покровитель в обмен на несколько полотен. Рядом с ними соседствуют портреты русской эмиграции, морские пейзажи и различные этюды. Вдали от родины Серебрякова провела 43 года. Лишь за два года до смерти, в 1965-м, проходит ее выставка в Москве, а затем — в Ленинграде и Киеве. Сама художница пишет родственникам в письмах: «Все это внимание меня несказанно трогает! Тут ведь во Франции никакого отклика на мое художество нет (да я и не жду)». Сегодня в Зинаиде Серебряковой наконец видят одну из наиболее талантливых русских художниц своего поколения.

Полина Козлова

10.04.17, 11:24