10 цитат Рема Колхаса

О России, Дали, Манхэттене и литературных неграх

После презентации книги "Нью-Йорк вне себя", которую Рем Колхас на этой неделе провел в "Гараже", мы решили вспомнить несколько цитат из его "ретроактивного манифеста". Труд голландского архитектора повествует о Манхэттене, Кони-Айленде, небоскребах и исследует город, в который мечтает поехать едва ли не каждый, кто еще там не бывал, а те, кто видел собственными глазами Центральный парк, Рокфеллер-центр, Таймс-сквер и Пятую авеню, грезят о том, чтобы вернуться туда снова. Плюс к выдержкам из книги публикуем то, что Рем в среду говорил в "Гараже". И, конечно, читаем его труд Delirous New York, впервые переведенный на русский язык, и все сильнее влюбляемся в этот город.

Из книги "Нью-Йорк вне себя": 

"Глядя на Манхэттен, человек неизменно впадает в состояние экстаза от архитектуры".

О Венецианской биеннале:

"Обычно куратору дается 9 месяцев на подготовку к смотру в Венеции, но мне нужно было 2 года. На биеннале с каждым годом все больше гламура, современной архитектуры, лоска, а меня это никогда особенно не интересовало. 

Сейчас мы пытаемся убедить павильоны в том, что новая биеннале будет своего рода хаосом, и в то же время она определит "красные нити" в архитектуре, взятые из скучной линии жизни".

О Венецианской биеннале:

"Мы делаем биеннале фундаментальной. Это будет фактически ретроспективный обзор, своего рода "склад архитектуры". Есть дверь, туалет, пол, кухня, но представьте себе их историю. Хотя в книге я смотрел на архитектуру в целом. Наблюдал процесс, как ступеньки стали эскалаторами или лифтами, и то, как с течением времени изменялись окна. Это не было исследовано, раньше архитекторы работали "вслепую".

Из книги "Нью-Йорк вне себя": 

"Лифт  —  это автоматически сбывающееся пророчество: чем выше поднимаешься, тем менее привлекательным кажется все, что оставляешь внизу".

О России и Америке:

"Когда мне было 25, я впервые увидел работы конструктивистов — капсулы. Я начал фантазировать и понял: если мы посмотрим очень внимательно на Нью-Йорк, то увидим русские смогли предсказать, каким будет мир. В России был написан манифест, но Америка — дело совершенно противоположное. Это место для реализации чего угодно, но без манифеста".

 

Манхэттенские архитекторы разыгрывают представление "Силуэт Нью-Йорка". Слева направо: А. Стюарт Уокер изображает Фуллер-билдинг, Л. Шульце — новую "Уолдорф-Асторию", И.Ж. Кан — Скуитт-билдинг, У. ван Ален — Крайслер-билдинг, Р. Уокер — дом №1 по Уолл-стрит, Д.Э. Уорд — башню Метрополитен, а Дж. Х. Фридландер — Музей города Нью-Йорка (Из книги "Нью-Йорк вне себя") 

О Сальвадоре Дали:

"Это книга о России и немного о Франции. Еще одним важным деятелем, вдохновившим меня, я считаю Сальвадора Дали. Тогда он еще иногда жил в Нью-Йорке, к нему можно было прийти, назначив встречу в отеле, и все обсудить. Он был очень непопулярен в моих кругах, считалось, что Сальвадора интересовали деньги — а в 60-е это было признаком дурного вкуса".

Из книги "Нью-Йорк вне себя": 

"Дали не удается шокировать Нью-Йорк. Нью-Йорку удается шокировать Дали".

Маделон Фрисендорп. Apres l'amour  (Из книги "Нью-Йорк вне себя")

О "другом мире":

"Важно смотреть не только на официальные документы, но и на другой мир — открыток, сувениров, анекдотов, шуточных историй. Так я смог иначе взглянуть на Нью-Йорк".

 
Рем Колхас

О "негородском":

"Сегодня сложно понять, что важно и трудно подвергнуть города трансформации, которая сделала бы их на порядок лучше. "Негородское" же стало местом для  целого комплекса возможных изменений".

 

"Теорема 1909 года: небоскреб как утопическое устройство по  производству неограниченного количества новых территорий на одном участке метрополиса" (Из книги "Нью-Йорк вне себя") 

Из книги "Нью-Йорк вне себя": 

"Кинозвезды, прожившие полную приключений жизнь, часто слишком эгоцентричны, чтобы заниматься поиском закономерностей, слишком бессвязно выражаются, чтобы толком рассказать о своих намерениях, слишком нетерпеливы, чтобы вспоминать и записывать события прошлого. За них это делают литературные негры. В каком-то смысле я — литературный негр Манхэттена". 

Ссылки по теме:

Презентация книги Рема Колхаса в "Гараже"

Рем Колхас — куратор арх-биеннале в Венеции

— Арх-биеннале в Венеции станет вдвое длиннее

— "Стрелка" представит Россию в Венеции

 

Дарья Горшкова

10.02.13, 15:00