13 и 14 декабря в рамках выставки Mystic Universe пройдет фестиваль фрактального искусства. По такому случаю в Москву приезжает голландец Джулиус Хорстуис
Хорстуис — создатель спецэффектов на съемочных площадках, среди его основных киноработ соседствуют оскароносный «Манчестер у моря» (2016), «Новая Земля» (2011), «Король Каторена» (2012). Его визуальные эффекты использовались в шоу Empire of the Sun и диджея Avicii. А еще Хорстуис участвовал в визуальном оформлении фестивалей Boom и Coachella. Сегодня он работает в фрактальной технике, с помощью которой сочетает абстрактную и кинематографическую анимацию. На фестивале в Москве художник презентует свой короткометражный фильм «Fractal time» и участвует в аудиовизуальном перформансе.
Специально для BURO. Джулиус Хорстуис ответил на вопросы, которые позволят разобраться в фрактальном искусстве.
В основе фрактального искусства лежит исследование геометрии определенной математической формулы или набора формул. Так же, как фотограф-пейзажист отражает в своих работах красоту природы, я, как художник фрактального рисунка, демонстрирую изящность математической закономерности. С помощью повторяющихся мотивов я пытаюсь показать в интересном свете эстетику алгоритмов.
Первым практиком фрактального искусства был Бенуа Мандельброт — польский ученый французского происхождения, который в 1970-х годах переехал в США, чтобы работать в IBM. Именно там он открыл геометрию фрактала как новую ветвь математики, а также написал несколько первых компьютерных графических программ для создания фрактальных изображений с помощью новой абстрактной формы геометрии.
Образы фрактальной математики были тесно связаны с развитием компьютеров, поэтому в начале 1980-х первыми художниками-фракталистами стали гики. Чуть позже в крупнейшем интернет-сообществе CompuServe можно было найти выставленные на продажу фрактальные рисунки. В 1994 году американец Дон Арчер почувствовал золотую жилу цифрового искусства и основал Музей компьютерного искусства (MoCA), который дал толчок развитию и популяризации диджитал-арта моим предшественникам.
Видеоряд создается с помощью компьютерной программы, генерирующей фракталы, но ни один цифровой арт-объект не обходится без художественного чутья. Результатом может стать как статичное изображение, так и анимация. Я успел поработать с разными форматами фиксации фракталов. Сложность создания фрактальной работы заключается в том, что все процессы происходят на цифровом уровне, внутри компьютера, поэтому контролировать и предопределять творческую составляющую крайне сложно. Чтобы создать иллюзию полного погружения в атмосферу вымышленного мира, я привлекаю композиторов к созданию саундтреков или накладываю на видео уже готовую музыку, подходящую по ритму.
На создание этого видео меня вдохновил фильм Бена Стиллера «Невероятная жизнь Уолтера Митти», воображение и главного героя, и режиссера. В одной из сцен, в которой Митти отправляется в Гренландию, в каждом кадре мы видим появляющиеся слова, которые образуют предложения. Я хотел сделать что-то подобное, и именно так возникла идея этого короткометражного фильма.
Фрактальная фантазия кораллов, посвященная проблеме их вымирания. С 2016 года пятая часть всех кораллов в мире погибла. Если эта тенденция сохранится, все оставшиеся рифы исчезнут в течение следующих 40 лет.
Фракталы глубоко резонируют с чувственным миром электронной музыки. Видео создано под одноименный трек одного из моих любимых музыкантов, британца Ott. В начале фильма вы можете увидеть реальные фрагменты с музыкального фестиваля Boom, снятые на мой телефон. С помощью различных фильтров я попытался передать ощущение жаркого летнего праздника.