Recycle, Саша Пирогова и Гриша Брускин
В начале недели открылась 57-я Венецианская биеннале, одно из главных арт-событий года. В этот раз главным куратором стала Кристин Масель — ранее она занимала аналогичный пост в Центре Помпиду, работала над выставками Филиппа Парено, Анри Сала и Софи Каль, выступала в качестве комиссара павильонов Франции и Бельгии.
Темой биеннале этого года стал переосмысленный в новом ключе, но все же довольно старый лозунг Viva Arte Viva — «Искусство ради искусства». Никаких политических и социальных проблем в этот раз затронуто не будет. В биеннале приняли участие 85 стран, а национальные павильоны были объединены Марсель по тематическому принципу — от Павильона Земли и Павильона общин до Павильона радостей и страхов. Русский павильон незамеченным не остался — его представителей можно без преувеличения назвать главными художниками на российской сцене.
Кураторский замысел и основная программа
Комиссаром русского павильона в этом году стал Семен Михайловский — ректор Института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина. После нескольких лет весьма предсказуемого выбора художников мастерской Стеллы Кесаевой (в 2011, 2013 и 2015-м) от Михайловского ждали самого разного — от Леонида Тишкова, которого в итоге представил в параллельной программе ГМИИ, до питерских художников вроде Леонида Цхэ. Выбор Михайловского тем не менее оказался довольно очевиден и пал на Гришу Брускина, группу Recycle и Сашу Пирогову. Это не было изначальной идеей Михайловского: в интервью он неоднократно рассказывал о том, как хотел собрать совсем молодых и совсем неизвестных художников, едва ли не вчерашних студентов. Идея искать по всей стране юные дарования так и не сложилась в зрелищный концепт, зато Брускин, Recycle и Пирогова превратились в Theatrum Orbis, отсылающий своей концепцией к первому географическому атласу современного типа. Отдельную программу представили и современные российские композиторы — Дмитрий Курляндский, Петр Айду и Константин Дудаков-Кашуро, работавшие над музыкальным оформлением.
Гриша Брускин, «Смена декораций». Фото: Marco Secchi/Getty Images
Инсталляция Гриши Брускина «Смена декораций» занимает анфиладу верхнего этажа российского павильона постройки Щусева 1914 года. Художник работал над ней более двух лет и планировал представить в Центре Помпиду прежде, чем получил приглашение выставиться на биеннале. Брускина по праву называют культовой, или даже легендарной, личностью — в советское время его выставки запрещали, а в 1988 году на первом и последнем аукционе Sotheby's его «Фундаментальный лексикон» стал одним из рекордно дорогих лотов. Впоследствии Брускин эмигрировал в США, работал над триптихом для берлинского Рейхстага, выставлялся на Венецианской биеннале в разных программах, и его работы вошли в собрания музеев по всему миру — от Третьяковки до Нью-Йоркского МоМА.
В «Смене декораций» Брускин обращается не к живописи, а к скульптуре — жанру для него не такому уж непривычному, ведь, по его словам, и на полотнах он изображает скульптуру. Инсталляция всецело посвящена современности, а сам Брускин задается вопросами нового миропорядка — тероризма, миграции, взаимоотношения властей и толпы. Белые скульптуры исписаны изречениями вроде Beyond the Pleasure Principle и Eros and Civilization; это названия книг, в которых описаны основные понятия, характеризующие культуру ХХ века. Здесь же — аллюзия на Кремль, танки и бомбардировщики, солдаты. Едва ли можно соотнести инсталляцию Брускина с концепцией Марсель, однако она того вовсе и не требует.
История успеха Андрея Блохина и Георгия Кузнецова была весьма стремительной: молодые люди познакомились в 2008-м, спустя два года получили премию Кандинского, а затем начали выставляться по всему миру. Recycle много работают с индустриальными материалами — пластиком, акрилом, полиуретаном — и преобразовывают уже существующие образы реальности и культурные клише. Особое место в их творчестве занимает тема памяти и человеческого наследия, которую они переосмысливают каждый раз по-новому. В июне их можно будет увидеть на персональной выставке в ГМИИ, а в Венеции они представили проект Blocked Content, посвященный виртуальной реальности. Зрители взаимодействуют с персонажами инсталляций через смартфоны или планшеты смотрителей. В этот момент и происходит разблокировка — на экране персонажи оживают, а их тела передают тепло. Recycle исследуют тему ограничения информации и жизни внутри социальных медиа — подобные отсылки всегда присутствовали и в более ранних работах группы. По словам самих художников, они не критикуют реальность, а констатируют факт — мир в их видении подобен кругам ада Данте, в которых едва ли есть просвет.
Саша Пирогова работает с видеоартом, представляя в своих роликах тщательно продуманные перформансы с весьма последовательным подбором актеров. Пирогова — выпускница Школы Родченко, которая длительное время занималась современным танцем. Движение играет едва ли не главную роль в ее работах, но люди на видео — это не только танец, а опыт взаимодействия, который важен для художницы не меньше пластики человеческого тела.
Вслед за инсталляциями Брускина и Recycle зритель спускается в павильоне к видео Саши: десятиминутный «Сад» показывает хоровод танцующих людей. Напряженное начало в павильоне постепенно переходит в светлый конец — зритель покидает «Театр жизни и смерти» на позитивной ноте, завершая просмотр «Садом». Хотя, повторимся, сама последовательность в экспозиции далека от сути «Искусства ради искусства»; очевидно, что следование общей концепции вовсе не было задачей комиссара. Драматичный Theatrum Orbis выглядит цельно, фундаментально и свежо.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7