8 лучших спектаклей — от перформанса о любовнице Родена до новой постановки Константина Богомолова
В этом году 20-летний юбилей празднует один из крупнейших российских театральных фестивалей — Новый европейский театр (NET), который курируют критики Марина Давыдова и Роман Должанский. Из года в год они привозят в Москву спектакли из Германии, Франции, Польши, Бельгии и других европейских стран, объединяя их в программе с лучшими новинками российского современного театра. NET стартует уже через неделю, поэтому мы публикуем подборку спектаклей, на которые обязательно нужно успеть попасть.
«Мы берем это на себя», Кристоф Марталер
Театр наций, 10 и 11 декабря, в 19:00
Начать стоит со спектакля Кристофа Марталера, который выпустил его в декабре прошлого года на площадке швейцарского театра «Шаушпильхаус». Эпическое название «Мы берем это на себя» подходит постановке на 100%: взяв за основу «Bad Banks» (обозначение банков, где после кризиса хранятся неликвидные деньги), режиссер по аналогии создает «Bad State» —изолированное государство, обитателями которого становятся финансовые мошенники и спекулянты. Марталер сажает «гнилую» компанию на космический корабль, который стараниями сценографа Дури Бишофф выглядит как обычный комфортабельный офис. Пока за окном проплывают звезды, герои в деловых костюмах и шелковых платьях ведут странные разговоры, нелепо двигаются и иногда хором затягивают «Happy Birthday to You» и «Sorry seems to be the hardest word» Элтона Джона. Выглядит это все невероятно комично и эстетично — собственно, это два если не ключевых, то важных пункта в режиссуре Марталера.
«N043 Грязь», Эне-Лиис Семпер и и Тиит Ояссо
Центр имени Мейерхольда, 19 декабря, в 19:00
Прежде чем перейти к спектаклю «NO43 Грязь» эстонского театра NO99, нужно обозначить, что его московские гастроли, к сожалению, станут последними — команда объявила о закрытии, опубликовав прощальное письмо. На сцене Центра имени Мейерхольда постановщики Эне-Лиис Семпер и Тиит Ояссо представят пластическую работу по мотивам двух культовых романов — «Мелкому бесу» Федора Сологуба и «Возможности острова» Мишеля Уэльбека. Некритично, если с каким-то из сюжетов вы не очень хорошо знакомы, происходящее на сцене существует автономно от текста, опираясь на язык тела. За динамичную, агрессивную и довольно эротичную хореографию отвечает Юри Наэль. Кстати, название спектакля соответствует действительности — артисты, отделенные от зрительного зала стеклянной перегородкой, на протяжении 40 минут барахтаются, дерутся и обнимаются в куче чернозема.
«Гимн любви», Марта Гурницкая
Малая сцена Театра наций, 12 декабря, в 19:00
«Гимн любви» — музыкальный спектакль польского режиссера Марты Гурницкой, который она сама вполне справедливо называет «монструозным национальным песенником». Его партитура — компиляция самых разножанровых текстов: фрагменты литургических, народных и военных песен смонтированы таким образом, что итоговый материал не похож ни на одну из них. В результате «Гимн» разрастается в самостоятельное, отчасти сатирическое произведение, отображающее актуальные проблемы современного общества. Гурницкая обходится без затейливого оформления: на сцене кроме команды только несколько игрушек — в предисловии к «Гимну» указано, что он предназначен для «оркестра, хора плюшевых зверей и прочих».
«Камилла», Анна Гарафеева, Алексей Ретинский, Ксения Перетрухина
Сахаровский центр, 12 и 13 декабря, в 19:00
Мировая премьера пластического перформанса «Камилла» прошла этим летом на Дягилевском фестивале. Команда у проекта удивительная: в главной и единственной роли хореограф Анна Гарафеева, музыкой занимается молодой австрийский композитор Алексей Ретинский, а за сценографию отвечает Ксения Перетрухина (которая использует для оформления тонну манной крупы). Камилла Клодель — старшая сестра писателя Поля Клоделя тридцать лет провела в психиатрической лечебнице, ее жизнь и карьера разрушились из-за любовника, учителя и соавтора Огюста Родена. В перформансе авторы делают акцент не на трагедии, а на творчестве женщины, которую современники признавали гениальным скульптором. Работа сделана в технике авангардного японского танца буто, которому Гарафеева долго училась в Школе драматического искусства и на стажировке в Японии.
«Соль земли», Цви Саар
Малая сцена Театра наций, 5 и 6 декабря, в 19:00
На малой сцене театра Наций 5 и 6 декабря покажут кукольный спектакль «Соль земли» израильского режиссера Цви Саара по книге Амоса Кенана «Дорога в Эйн-Харод». Ее сюжет разворачивается вокруг путешествия израильского активиста из захваченного арабами Тель-Авива в центр сопротивления — сельскохозяйственную коммуну Эйн-Харод. Устрашающе безликая и бесформенная, кукла главного героя пробирается сквозь килограммы соли. Сценография максимально нестатична, она создается и разрушается за секунды на глазах у зрителя: одним движением артисты формируют белоснежные пустыни, степи и улицы, а другим — рассыпают их. Несмотря на то что спектакль камерный, не стоит опасаться брать билеты на последние ряды: происходящее на сцене в онлайн-режиме транслируется на большой экран.
«Всю жизнь я делал то, что делать не умел», Кристоф Рок
Театр «Практика», 17 и 18 декабря
Силуэт, очерченный мелом на полу, опрокинутый стул — декорации моноспектакля Джульетт Плюмекок-Меш в постановке французского режиссера Кристофа Рока, руководителя Théâtre du Nord. На протяжении часа актриса не выходит из горизонтального положения, в полусогнутом виде рассказывая историю о нападении, избиении и своей собственной реакции на физическое насилие. Обладая андрогинной внешностью и идеально поставленной дикцией, Джульетта ухитряется динамично и остроумно говорить о случившемся. Она не позиционирует себя как жертву, а на убедительном примере обозначает проблемы коммуникации и человеческих отношений в современном мире. С музыкальным сопровождением Кристоф Рок поступает просто: дополняет и без того убедительное зрелище двумя сонатами Бетховена.
«Ведьмы: эфир», Клим Козинский
Электротеатр «Станиславский», 20 декабря, в 19:00 и 21:30
Закроется NET работой режиссера Клима Козинского, который пока что известен в России скорее как режиссер кино, а не театра. Ученик Бориса Юхананова, он закончил в 2015-м его Мастерскую индивидуальной режиссуры и вскоре дебютировал на сцене «Электротеатра». Над спектаклем «Ведьмы: эфир» он работал в бельгийской резиденции «Трубляйн» Яна Фабра вместе с одной из его ведущих артисток — Иваной Йозич. Отказавшись от поисков идеального драматургического текста, Козинский самостоятельно написал абсурдистский диалог Николы Теслы и Альберта Эйнштейна, в котором синтезируется сразу несколько тем: спор о наличии эфира как базы для существования мира, рассуждения о ведьмах, философии и мироустройстве. Сценография режиссера синхронизируется с творчеством Фабра: он, как и бельгийский художник, использует черные гелиевые шары, уголь, килограммы спутанных волос и испачканные золотой краской, обнаженные тела актрис Иваны Йозич и Марии Дафнерос.
«Теллурия», Константин Богомолов
Театр на Таганке, 10 и 11 декабря
В Театре на Таганке свой второй совместный проект представят Константин Богомолов и Владимир Сорокин. В прошлом году Богомолов дебютировал как оперный режиссер, поставив ораторию Генделя «Триумф Времени и Бесчувствия» и пригласив Сорокина написать для спектакля либретто. Об их новой работе по роману-бестселлеру «Теллурия» неизвестно ничего, кроме того, что роли распределены среди актеров трех поколений. Важно, что буквально несколько дней назад по просьбе Богомолова официальную премьеру, которая должна была состояться в рамках NET'a 9 числа, перенесли на январь 2019-го. Но 10 и 11 декабря пройдут предпоказы, и на них, несмотря на сомнительные и размытые вводные, нужно обязательно попадать.
Другие истории
Подборка Buro 24/7