Дизайнер составила свой личный гид по самым знаковым точкам на карте Японии
Это была моя первая поездка в Японию. Обычно ты возвращаешься и советуешь друзьям, куда обязательно стоит сходить, а куда не надо. Тут я бы ни дня не вычеркнула и с открытым сердцем рекомендую все места, в которых побывала. Конечно, это только маленькая крупица. У нас было 15 дней, и то мы бегали как сумасшедшие, на все времени не хватило.
Я очень скрупулезно готовилась к поездке. Расспросила всех друзей, кто уже бывал в Японии. Многое сама искала в интернете и сохраняла в заметки в телефоне. Скажу сразу, когда я еду отдыхать на условные Мальдивы, то не напрягаюсь и не расписываю свои планы по часам. Но тут совсем другое: новая, богатая на впечатления страна, ограниченное время — и желание охватить как можно больше. Поэтому я буквально по минутам распланировала наши перемещения. Наши — это мои и моего молодого человека, который поначалу не понимал, чего это я так стараюсь. Потом был момент, когда мы чуть не упустили волшебный закат на острове Наосима, и ему стало ясно, как важно прорабатывать мельчайшие детали поездки. Очень советую всем делать так же, если у вас будет много перемещений.
Так вышло, что мы поехали в Японию в августе. Я давно собиралась, но все время откладывала: далеко, долго, дорого и так далее. И вот мой друг, танцор балета Дэвид Холберг, сказал, что будет гастролировать и поедет в Японию в августе. Кстати, японцы в восторге от балета, как и от многих других классических европейских искусств, незнакомых их собственной культуре, поэтому премьеры и примы всемирного балета приезжают туда и дают такие соло-попурри. Дэвид поехал на три или четыре недели, и я подумала, что вот он, стимул, который заставит меня наконец собраться. К сожалению, получилось так, что мы поехали в самый жаркий месяц в году, август. Когда я писала своим друзьям из Японии, они предупреждали, что это будет кошмар, и да, это, правда, самый дискомфортный месяц. Хотя при этом отели забронированы, цены высокие, и я бы не сказала, что это время, когда можно сэкономить.
Данил Симаков, Вика Газинская и Дэвид Холберг в Dover Street Market
Наше путешествие началось в Токио, где мы провели три дня. После этого мы отправились в Amanemu, спа-курорт и один из онсэнов (термальных источников). Затем вернулись в Токио на шесть дней и поселились в невероятном отеле Aman. Потом мы съездили в Киото и снова вернулись в Токио. Последней нашей поездкой из столицы стал остров Наосима, после чего мы опять приехали в Токио — и улетели домой, в Москву.
Такси в Токио настолько дорогое, что его, мне кажется, не может себе позволить никто. Я нигде больше не видела таких цен. Такси из аэропорта в отель стоит в районе 30 000 рублей. Поэтому совершенно смело, без каких-либо ужимок в духе «ой, я не поеду на автобусе» садитесь именно на автобус: они здесь удобные, чистые, подъезжают прямо к выходу из аэропорта и идут до центра около часа.
В Токио есть Uber. Я долго не могла найти информацию в интернете: где-то пишут, что есть, где-то — нет. Но Uber там есть. Такси приятное и красивое, водители — в белых перчатках, диваны даже накрыты белой кружевной тканью. Uber чуть дешевле обычного такси, но всё равно очень дорого. Поездка по городу продолжительностью 20–30 минут вам обойдется примерно в 5 000–7 000 рублей.
Один раз освоив токийское метро, ты понимаешь, насколько это удобно. Первое и главное — здесь всё на двух языках, японском и английском. Само метро очень удобное и быстрое, с кондиционерами, поезда ходят даже чаще и быстрее, чем в Москве, хотя я всегда считала, что московское метро — самое комфортное по таймингу. В Токио метро не грязное, как в Париже или Лондоне. Насчет на первый взгляд сумасшедшей схемы, на нее, правда, надо один раз взглянуть, понять, и всё будет отлично.
Сразу хочу посоветовать прямо в аэропорту купить японскую сим-карту. Потом в магазинах мы нигде не могли их найти, поэтому забудьте про усталость после долгого перелета, заставьте себя. Подключите интернет, просто чтобы всегда быть на связи с друзьями и пользоваться картами, поисковиком и всем необходимым на прогулках.
Одна из характерных черт японцев, которая мне безумно нравится, — их любовь к чистоте. Их скрупулезный подход ко всему и педантичность не раздражают — это норма, проявление уважения к самому себе и окружающим. Это, по моему мнению, универсальные истины для всех homo sapiens.
Не все японцы говорят по-английски, но они очень дружелюбны и хотят тебе помочь. Любой человек здесь будет хотя бы на языке жестов изо всех сил о тебе заботиться.
Еще я считаю, очень полезно иметь в Японии приятеля, который будет тебя консультировать по самым разным вопросам, поможет быстро разобраться в том же метро. Мы бы и сами разобрались, но без нашей знакомой это заняло бы больше времени. Она, как и я, работает в модной индустрии, в бренде Roger Vivier. Такие люди, как и в любом другом городе, всегда посоветуют интересные нетуристические места, бары, в которые ходят модные японцы, секретные места, которые с первого взгляда не заметишь.
Кстати, в Киото я узнала, что японцы классно и весело пьют! К нам присоединился наш друг, он живет в Японии и тренирует сборную по спортивной гимнастике. Мы бродили втроем по улочкам города и нашли маленький уютный бар, где зависли часов до четырех утра, было очень хорошо. За стойкой сидели две очень милые японки: ближе к утру они позитивно напились с местными посетителями, которые, как и мы, еще оставались в баре. Это было так здорово: в хорошем смысле пьяные, они хихикали и дружелюбно доливали нам остатки драгоценного 12-летнего японского виски. Чек был немалый — многолетний японский виски дорогой!
Поскольку из Токио мы то и дело уезжали в другие точки и возвращались обратно, то останавливались в нескольких отелях. Особенное впечатление произвел Aman. Любителям sophisticated отелей эта сеть известна. В Токио он особенный — и с точки зрения архитектуры, и в плане внутреннего пространства. Он расположен на верхних этажах башни Otemachi, и лучших видов на город, Императорские сады, наверное, больше нигде не найти. Лобби отеля поражает своими масштабами. Это огромное пространство, потолок которого устремлен вверх почти на 26 метров и обрамлен белой, полупрозрачной рисовой бумагой. По замыслу дизайнера Керри Хилла, который много сотрудничал с Aman, лобби должно напоминать о сёдзи — перегородках в традиционном японском жилище, сделанных из бумаги васи. Это настоящее дзен-пространство, но очень современное. Побыть его частью хотя бы несколько дней — невероятный экспириенс.
Когда я путешествую, я всегда обращаю внимание на архитектуру и ее детали, а в Японии это совершенно особенный аспект. Если говорить о высотках, то все мы знаем, какие они в Нью-Йорке, Шанхае, Сингапуре. Уникальность токийских небоскребов замечаешь не ночью, а днем, понимаешь, что каждое здание сделано по-разному, хоть и выдержаны все они в едином стиле. Выверни наизнанку кутюрную вещь и увидишь, как искусно и вдумчиво она сшита. Так и с японской архитектурой, в которой все мельчайшие детали: фактура материалов, стыки, стекла, металлические части, камень — очень качественные и дорогие. Этот безупречный японский вкус, предельно уважающий красоту в ее правильном состоянии и форме, выражается во всем, от архитектуры до упаковки подарков. Мои японские друзья присылали мне маленькие подарки, и то, как они упакованы, потрясает: композиция, текстура бумаги, ее сочетание с ленточкой. Разворачиваешь верхний слой, а там еще один. Эта эстетика присутствует и в больших масштабах, в масштабах архитектуры и урбанистики. Даже когда гуляешь в районах, где нет никаких изысканных сооружений, ты видишь, как простые домики друг с другом взаимодействуют в пространстве и как связаны детали в рамках одного здания.
В этих на первый взгляд похожих друг на друга вытянутых зданиях всегда есть что-то, что подчеркивает их принадлежность к Японии. Какая-нибудь маленькая деталь или плавная линия, напоминающая о крышах традиционных пагод. Ты видишь, что это не Норвегия и не Китай. Японцы, кстати, очень любят отдыхать в своей стране. Они ездят по миру, но чаще отправляются на курорты или острова, например на Окинаву, Ибусуки (здешний песок обладает мощным оздоровительным эффектом) и острова Рюкю, или же едут кататься на лыжах на Хоккайдо.
Для тех, кто ест рыбу и морепродукты, Япония, конечно, является гурманской меккой. Я не ем ни мясо, ни рыбу, поэтому выбирала либо вегетарианские места, либо искала блюда с овощами в меню «всеядных» ресторанов. Eightablish — вегетарианский ресторан, в котором будет вкусно всем, и мясоедам тоже. Но сразу скажу: здесь суть не в пользе (да, вегетарианская еда не всегда бывает полезной), а именно во вкусе. Его адрес: 5-chōme-10-17 Minamiaoyama.
Мне хотелось сходить в ресторан, где всё — как принято у японцев, но при этом модно и весело. Друзья отвели нас в Narukiyo, такой местный Simachev, причем его не так просто найти, вывеску еще надо разглядеть. Поэтому я рекомендую ходить по ресторанам с местными, чтобы ваш друг мог вам перевести меню. У нас собралась такая модная компания, все связаны с индустрией. Атмосфера там была как раньше в Москве, на Столешке. Все друг с другом здороваются, перекидываются парой слов. В какой-то момент пришел чей-то знакомый, выпил пива — и за всех заплатил. Это было приятно. Адрес Narukiyo: 2-7-14 Shibuya Shibuya-ku.
В Токио есть два домашних и уютных ресторана Tama. Найти первый просто так не получится: он расположен на нижнем этаже обычного торгового центра по адресу: 2-6-1 Marunouchi Chiyoda-ku. Обычно ничего не ожидаешь от ресторанов в моллах, но в Токио это совсем другая история. Второй находится в Шибуе, а точнее: 2-3-2 Shibuya, Shibuya-ku. Tama сочетают окинавскую (Окинава — остров на юге Японии) и китайскую кухни, и это очень удачный кулинарный микс.
Если у вас в Токио модные друзья, обязательно попросите их отвести вас в микробар Casba. Попасть туда очень непросто, поэтому вам нужен будет местный друг в теме. Бару уже 25 лет, и модная публика со всего мира любит туда ходить.
Когда мы приходили куда-то без нашей подруги, то показывали официантам сообщения от нее с названиями блюд, которые она нам специально присылала. Так и заказывали еду в местах, где совсем никто не говорил и не понимал по-английски.
В другой раз подруга отвела нас в особенное чайное место Sakurai tea, которое удивительным образом расположено в торговом центре, так просто его с улицы не найти. Это небольшое, но интересное пространство в минималистском стиле. Байер из магазина Restir Маико подарила мне маленький красный путеводитель по Токио издательства Phaidon, и этот чайный домик туда включен. Лучше обязательно бронировать место заранее, потому что по нашему совету несколько друзей пытались туда попасть, но всё было расписано надолго вперед. Чайная церемония там переосмыслена на современный лад, это такой модерн. Здорово, что традиция жива, но к ней придумали свежий подход. В одной части пространства ты выбираешь себе чай, там же можно его купить с собой. Так вышло, что я по совету подруги выбрала самый дорогой японский зеленый чай. Сама церемония была очень эстетичной и утонченной. Сначала мастер взял маленькую горсточку чая, залил 30-градусной водой и через строго определенное время, которое отмеряли песочные часы, по капельке налил чай в чашку. Первая состояла буквально из трех глотков. Сделав их, я будто поела — настолько насыщенный и плотный вкус у этого чая, что все мои рецепторы обрадовались. Вторая заварка была уже на небольшую кружечку. Затем мастер предложил съесть сами чайные листья. С этим сортом такое практикуют, так как в нем сконцентрировано множество полезных свойств. Пока я наслаждалась чаем, подруга заказала коктейль — зеленый чай с водкой. Да, там подают и такое! Это место я очень рекомендую, ищите его по адресу: 5F Spiral, 5-6-23 Minami-Aoyama, Minato-ku.
Что касается токийской ночной жизни, мы так ее и не попробовали. У нас был настолько активный отдых, что сил на вечеринки просто не оставалось. Но в следующий раз, думаю, доберемся и до клубов.
В отелях Aman вам могут приготовить на завтрак то, что вы попросите. Конечно, используют они только самые лучшие местные продукты. Мой завтрак по Эволюционной диете был таким: я брала листик нори, клала на него комочек риса, авокадо, грибы, васаби, заворачивала всё и макала в соевый соус, получался такой очень вкусный ролл. Васаби был особенно нежным, свежим и даже по цвету светлее, чем обычный. Я попросила добавки, и спустя довольно долгое время они принесли буквально каплю. В итоге я так каждый день просила побольше васаби, и это всегда вызывало у персонала какую-то неловкость и затруднения. Они ничего не говорили, известно ведь, что японцы никогда не говорят «нет». А в счете при выписке из отеля у нас появилась странная сумма. Но я ничего не сказала, сервис был так хорош, что мы заплатили, и всё. Приехав домой, я захотела купить васаби и нашла в интернете, что на самом деле корень васаби в Москве безумно дорогой, почти как трюфель. И купить его гораздо сложнее, чем трюфель. Всё потому, что он растет только на берегах горных рек. Самым лучшим считается васаби, выросший в холодной горной воде в полупритопленном состоянии. Поэтому он редкий и дорогой даже в японской кухне. А то, что все мы едим под видом васаби, — это дайкон, смешанный с разными красителями и усилителями вкуса. Я тогда вспомнила Aman и поняла, почему их васаби такой нежный и почему добавку, о которой я просила, потом включили в счет. В общем, драгоценный продукт.
Когда мы куда-нибудь ехали, то брали в магазинчиках на вокзале онигири — рисовые треугольнички в нори с разной начинкой. Я вегетарианка, поэтому покупала с овощами. Для меня это был лучший пирожок — рис всегда свежайший, его будто только сварили и завернули в нори. Еще мы там пристрастились к сакэ. Не зная тонкостей и японского языка, вы, как и мы, вряд ли что-то поймете, поэтому просто берите что-то из средней ценовой категории. Мы иногда просто покупали маленькую бутылочку с собой на прогулку, хотя обычно мы не пьем много. Но настоящий сакэ такой вкусный и мягкий и не оставляет никаких последствий. В целом даже не очень-то хотелось идти в шикарные рестораны — онигири, сакэ, и этого достаточно.
Я, конечно, прошлась по модным магазинам а-ля Colette с хорошей подборкой интересных вещей. Приятно, что во всех них представлен мой бренд, — в Beams, Restir, Tomorrowland, United Arrows. Все эти магазины, кроме Restir, являются сетевыми. Кстати, суть и наполнение магазинов разнятся от района к району — в зависимости от публики, которая туда может зайти. У Tomorrowland есть флагман Super A Market, туда советую обязательно сходить. Он находится в модном районе Minato City, где сосредоточены бутики Prada, Stella McCartney и других брендов. Их архитектура заслуживает особого внимания. Они будто соревнуются друг с другом за архитектурное первенство, как на арт-биеннале соревнуются павильоны. В качестве особой экскурсии по Токио советую обойти как можно больше магазинов Comme des Garçons, каждый из которых уникален и выглядит как музей.
На самом деле, так получилось, что музеи мы оценивали не с точки зрения наполнения, а в архитектурном плане. Были в Национальном музее современного искусства рядом с Императорским дворцом. Он находится в неординарном бруталистском здании. Еще мы гуляли в парке Уэно, который считается заповедником музеев, их там четыре, если не считать концертный зал Метрополитен Фестиваль-холл, построенный учеником Ле Корбюзье Кунио Маэкавой. Сам Ле Корбюзье спроектировал здание Национального музея западного искусства. Еще рекомендую полюбоваться на The Gallery of Horyuji Treasures Национального музея Токио. Галерею создал архитектор нью-йоркского МоМА Ёсио Танигути.
В последнюю ночь в Токио мы решили пожить в хайповом районе Сумида, его можно назвать местным Сохо. Советую найти в нем Музей Хокусая, в нем собрана большая коллекция работ самого мастера и проходят выставки и других художников. Но для меня самым ярким впечатлением от этого музея стало само его здание — огромный футуристичный геометрический объект из зеркального металла.
Мой молодой человек прочел перед поездкой, что при частых перемещениях лучше купить пасс — платишь один раз и катаешься две недели. Оказалось, что для нас это было не так уж выгодно, по-моему мы даже переплатили. Согласитесь, даже в течение 15 дней у вас не наберется 10 поездок.
В Японии есть два вида поездов — экспрессы, которые идут практически без остановок, и экспрессы с бо́льшим количеством остановок. Пасс действует на вторые. Но я советую не экономить и выбирать экспрессы, ведь в насыщенной поездке время бесценно. Можно совершенно спокойно брать второй класс, он вполне хорош. И не надо покупать билеты заранее, просто приходите на вокзал, по популярным направлениям вроде Киото поезда ходят каждые 10 минут, просто посмотрите накануне расписание в интернете. Остров Наосима — другая история, там надо всё четко рассчитать, учитывая расписание паромов. Иногда поезда всё же бывают переполнены, и тогда вы рискуете попасть в вагон для курящих. Да-да, там есть «курящие» вагоны!
В Киото мы обошли множество храмов, но одно место нам особенно запомнилось — Святилище Фусими Инари с тысячей оранжевых ворот. Мой молодой человек назвал это ленд-артом — бесконечные коридоры из ворот и храмы в густом лесу, покрывающем гору. Здесь всегда толпы шумных фотографирующихся туристов, но не все из них идут глубоко в лес. Мы решили идти до самого конца, несмотря на жару и усталость. Кстати, в этом парке есть точки, где можно купить воды, и чем дальше ты идешь, тем дороже вода, поэтому рекомендую запастись своей. Так вот, чем дальше мы шли, тем меньше было туристов, то и дело попадались храмовые постройки, где проводились какие-то ритуалы. Оранжевый коридор в окружении этого леса выглядит потрясающе — действительно ленд-арт. Чувствуешь себя в хорошем смысле хозяином этого леса, частью пространства, сливаешься с гармонией. Несмотря на отсутствие людей, лес буквально гудел от звуков, но громче всего трещали цикады. Я такого треска насекомых не слышала нигде. В какой-то момент мы просто привыкли к нему, и тогда вдруг попали в зону, где все насекомые и мелкие птички зазвучали как оркестр. Это была закольцованная вибрационная мантра, которая поднималась от высоких тонов и спускалась к низким, потом замолкала, и всё начиналось заново. Это было очень красиво.
Когда мы начали спускаться вниз к городу, оранжевые арки развернулись к нам обратной стороной, исписанной черными графичными иероглифами. Туда ты идешь и видишь только яркие арки, а на обратном пути — что-то новое. Мы не знаем, что там написано, но мой молодой человек сравнил это пространство с самой жизнью: сначала ты проходишь нелегкий путь, преодолеваешь трудности, растешь, идешь дальше вперед и по пути задаешь вселенной вопросы, а когда достигаешь какого-то пика, наконец, получаешь на них ответы. И эти письмена на воротах — ответы. Он так это воспринял, и мне это понравилось.
Мы не дождались заката на вершине горы, но, говорят, он там потрясающий, Киото медленно утопает в последних лучах заходящего солнца. Кстати, этот лес освещен фонарями даже ночью, так что можно там гулять в любое время суток.
Из других достопримечательностей города особенно могу выделить Государственный гостевой дом Киото, где проходят все важнейшие встречи политических деятелей.
Япония славится своими горячими источниками, и, несмотря на август и страшную жару, мы отправились к ним. У отеля Aman есть свой спа-курорт, который называется Amanemu и расположен неподалеку от залива Аго. Меня поразило, до какого совершенства в этом пространстве доведена минималистичная красота во всем: в убранстве интерьеров, в ландшафтном дизайне, даже в японских сандалиях гэта, которые выдают каждому гостю. Буквально каждый камушек в саду лежит именно так, как надо. Там мы катались на велосипедах, ездили на дикий пляж, купались. Причем пляж был настолько дикий, что я даже не понимаю, зачем туда полезла. Спускаться по камням к воде было неприятно, там кишели какие-то таракашки. Но вода была прекрасна. И всё было очень романтично. В горячих источниках мы тоже отважились полежать — в воде, температура которой около 60 градусов. Но туда можно прийти и ночью, будет более комфортно.
Я давно знала, что, если когда-нибудь поеду в Японию, на моей карте будет остров Наосима. Он знаменит на весь мир как особенное арт-пространство. Здания музеев на острове проектировал Тадао Андо. Сердце Наосимы — музей и одновременно отель Benesse House Museum. В его коллекции искусства — работы Джексона Поллока, Дэвида Хокни, Жан-Мишеля Баскии, Энди Уорхола и других культовых художников. Кроме того, по острову разбросаны разные инсталляции и арт-объекты, например желтая тыква Яёи Кусамы в самом конце длинного пирса и 88 будд из промышленного шлака Цуёси Одзавы. Хочу выделить музей художника-минималиста из Кореи Ли Уфана (Lee Ufan Museum): он маленький, арт-объектов в нем немного, но само здание очень впечатляет.
В отеле моей целью был номер в пространстве Oval Room, на самой высокой точке острова. Жить в центре арт-пространства — потрясающий экспириенс. Гармония архитектуры и природы, когда первая не перекрикивает, а тихо дополняет вторую — это именно то, что я люблю. У японцев с этим всё отлично, как мы все знаем. Советую всем бронировать номер в этом месте задолго до поездки, и, если есть деньги и возможность, не жалеть и снимать именно Oval Room. И лучше минимум на две ночи, я бы сама так и сделала, но получилось только на одну, так как у них всё было fully booked. Путь из Токио на остров неблизкий, из центра столицы, наверное, часов шесть с половиной на двух поездах и пароме.
Наосима окружен несколькими островами, и на одном из них мы успели побывать. Остров называется Тэсима, он примечателен своим фантастическим Художественным музеем. Это будто белоснежный инопланетный корабль с огромным круглым окном в потолке, через которое ты видишь зеленый лес вокруг и чистое небо. В такие моменты по-настоящему захватывает дух.
Мы привезли в Москву несколько бутылок сакэ. Наверняка у нас можно найти хороший сакэ, но в Японии это будет на порядок дешевле и лучше. Очень советую везти в подарок японский зеленый чай. У нас его практически не найти, а оно, правда, того стоит. Если среди ваших друзей и близких есть любители жемчуга, то сходите в Mikimoto — в Японии эти украшения значительно дешевле, чем у нас.
Хочу ли я вернуться в Японию? Ну конечно же, да. И у меня уже даже есть цель — приехать в середине ноября, в золотую пору. В Киото хочу поселиться в рёкане — отеле в традиционном японском стиле. Благодаря советам моих друзей я уже выбрала роскошный рёкан Hoshinoya, он расположен в живописном месте на берегу реки Кацура-гава в окружении деревьев. Осень, минималистичные интерьеры рёкана, Киото — хочу вернуться и стать частью этой прекрасной картинки.
Другие истории
Подборка Buro 24/7