«Великая пустота»: что смотреть на выставке в фонде Ruarts

Фонд Ruarts продолжает экзистенциальное исследование на тему пустоты глазами женщин-художниц. Что есть пустота: отсутствие всего сейчас или возможность в будущем? BURO. в очередной раз заглянуло на выставку и предлагает отправиться на поиски смыслов настоящего вместе. Изучать экспозицию советуем самостоятельно — чтобы трактовка увиденного получилась максимально личной и развернутой. А пока рассказываем подробнее о пяти работах-фаворитах редакции и их авторах.

НА ВЫСТАВКЕ ВЫБОР BURO. ОТМЕЧЕН СПЕЦИАЛЬНЫМ ЗНАЧКОМ.

«РУКОВОДЯЩИЙ СОСТАВ»

ИРИНА НАХОВА

МОСКВА

Нахова — одна из ключевых фигур московского концептуализма, сформировавшегося в 1970-х годах. Живописец, график, художник книги, мастер масштабных инсталляций. Проект «Без названия», реконструированный в пространстве выставки, соединяет в себе ее основные линии повествования и болевые точки. Художница соединяет сохранившиеся семейные архивы с историей страны за последнее столетие. Работа звучит как манифест личного стоицизма в борьбе за память и сохранение истории, за лица людей, которые часто намеренно стираются в исторической деменции.

Объект «Руководящий состав» — часть проекта «Без названия» (вместе с принтом на холсте «Фигуристки» и видео «Без названия»), с которым в 2013 году Нахова взяла премию Кандинского в номинации «Проект года».

СЕРИЯ ПОРТРЕТОВ «КЛОТО»

ТАТЬЯНА АХМЕТГАЛИЕВА

КЕМЕРОВО

Художница работает сразу в нескольких направлениях: графика, живопись, видео и инсталляции. Узнаваемый почерк Ахметгалиевой — масштабные текстильные инсталляции.

В шести женских портретах из десяти серии проекта «Клото» художница соединяет античный образ одноименной богини судьбы, прядущей нить жизни, и реальных работниц Свердловского камвольного комбината. Здесь работы были созданы и впервые показаны в 2010 году на 1-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства.

Лица работниц, робко проявляющиеся на полупрозрачной ткани, создают новую мифологию женского труда и борьбы за признание его значимости. Техника самой работы трудоемкая и времязатратная, вторит судьбе героинь. «Заземляют» портреты катушки заводского производства, будто символизирующие, сколько труда еще предстоит вложить в будущем, чтобы сделать женщин по-настоящему заметными, сохранить их индивидуальные черты, а также напоминают, что любой процесс обратим и может пойти вспять.

СЕРИЯ РАБОТ «HOME»

АННА ЛАПШИНОВА

МОСКВА

Две работы из серии «Home» выполнены в авторской технике, соединяющей графику, живопись и лайтбоксы. Мягкий свет последних, подсвечивающий холсты изнутри, передает зрителю эфемерное ощущение спокойствия от созерцания солнечных лучей, пробивающихся сквозь тонкую материю оконных занавесок. В этом проекте Лапшинова стремится воссоздать то чувство безопасности и защищенности, какое можно испытать только дома. Интимность и минимализм привносят особую ценность каждой детали произведения. Пустота на холсте играет не меньшую роль, чем заполненные части.

«Дом — это то место, где мы можем быть искренними, честными и не бояться говорить то, что думаем. Очень хочется верить, что люди снова обретут потерянные дома, чувства покоя, безопасности и мирную жизнь».

«ПЕНСИОНЕРЫ, НЕ СДАВАЙТЕСЬ!»

ФАБРИКА НАЙДЕННЫХ ОДЕЖД (ФНО), ГЛЮКЛЯ (НАТАЛЬЯ ПЕРШИНА-ЯКИМАНСКАЯ) И ЦАПЛЯ (ОЛЬГА ЕГОРОВА)

МОСКВА

Куратор «Великой пустоты» Анна Журба построила определенную логику просмотра выставки — сверху вниз. Социально заряженная, трогательная работа «Пенсионеры, не сдавайтесь!» расположена на этаже, где важно говорить громогласно, манифестировать собственное присутствие в обществе и мире. И это характерная черта этики ФНО: не делить людей на своих и чужих, чистых и нечистых, «маленьких» и значимых.

ВИДЕО «Я ЗДЕСЬ»

ЛИЗА БОБКОВА

ОСТРОВ

В этой видеодокументации перформанса действие разворачивается в безлюдной пустоте абстрактной зимы — как в бессознательной реальности. Голос Лизы заполняет пространство сначала робко, затем на пределе крика, обретая полноту собственного «Я». Она обращается то ли к себе, то ли к любому, кто способен услышать. «Я здесь, я здесь!» Перформанс про травмирующую неспособность развития диалога в современном мире.

ВЫСТАВКА ОТКРЫТА ДО 4 ИЮНЯ 2023 ГОДА

16.02.23, 15:04