Что такое консалтинг в искусстве? Отвечают основательницы Smart Art

Теперь не обязательно открывать галерею, чтобы показывать выставки современных художников

16 октября, сразу после запуска ретроспективы Йоко Оно, ММОМА открывает еще две выставки. Именные экспозиции показывают российские художницы Анастасия Потемкина и Дарья Иринчеева: первая исследует мир будущего, вторая — слияние офиса и дома в повседневной жизни. Девушкам помогает Smart Art — консалтинговое агентство, специализирующееся в искусстве. С его основательницами, Екатериной Винокуровой и Анастасией Карнеевой, BURO. поговорило о желаниях коллекционаров, выставках в музеях и о том, как сделать российское искусство great again.

Фрагменты работы Анастасии Потемкиной «Marchantia polymorpha», 2019

«Галереи — не наши конкуренты...»

Smart Art существует уже три года. Сейчас мы работаем с 10 художниками: мы предлагаем им создавать полноценные выставки с нуля. Каждого мы поддерживаем от начала до конца — от разработки до производства проекта. А еще консультируем художников в финансовых и юридических вопросах. Такая модель полностью себя оправдывает: за три года мы вышли в прибыль, сделали персональные выставки практически всем нашим художникам. Другие распланированы до 2021 года.

У нас нет четкого разделения обязанностей. Мы давно дружим, давно вместе работаем, поэтому прекрасно знаем и понимаем друг друга. Кроме того, наши вкусы часто совпадают, поэтому споры возникают очень редко. Помогает и то, что у нас общее понимание того, куда должен двигаться проект и арт-рынок в целом. Мы выступаем за легализацию и прозрачность рынка современного искусства в России и хотим, чтобы на нем осталось как можно меньше «серых пятен».

Может показаться, что наши конкуренты — это галереи, но это не так. Мы работаем с художниками, которых они не представляют. А еще мы хотим, чтобы арт-рынок в России рос и развивался. Это в интересах всех существующих игроков. Поэтому мы открыты к сотрудничеству со всеми, кто к нему готов.

Здесь и далее — работы с экспозиции Дарьи Ириничевой

«Коллекционеры хотят быть первооткрывателями...»

Мы работаем не только с художниками, но и коллекционерами — в этом нам помогает опыт работы в аукционном доме Christie’s. Когда они обращаются к нам за консультацией, мы, разумеется, сначала знакомим их с работами наших художников. Затем — с работами художников из других галерей. Мы помогаем коллекционерам четко сформировать их собственный запрос, давая при этом честные советы. Если клиент хочет купить конкретную работу, но мы понимаем, что инвестиционные перспективы у нее невелики, мы об этом обязательно скажем. Мы не советуем нашим клиентам покупать работы тех авторов, известность которых обусловлена сиюминутностью. В какой-то момент мы поняли, что людям вокруг интересна наша экспертиза, так что Smart Art — это результат нашей личной увлеченности современным искусством.

Коллекционеры бывают разными. Есть те, кто хотят быть первооткрывателями: это, кстати, одна из главных и частых мотиваций. Возможность в будущем говорить друзьям и знакомым, что вы были первым, кто начал покупать работы того или иного знаменитого художника, очень заманчивая перспектива. К тому же работы начинающих авторов — одни из самых доступных.

Екатерина Винокурова и Анастасия Карнеева

«Мы стараемся делать акцент на искусстве музейного уровня...»

Мы не смешиваем свои личные вкусы с рабочим процессом — они выражаются в том, что мы покупаем и коллекционируем сами. Мы не навязываем свои вкусы клиентам. Наши предпочтения и конкретные покупки становятся своего рода кейсами, примерами, на которых мы рассказываем о том, почему купили ту или иную работу, почему повесили ее именно тут, как она связана с остальным собранием и так далее. В работе же мы стараемся делать акцент на искусстве музейного уровня, которое имеет шансы войти в историю.

«Цены на работы выросли примерно в семь раз...»

Преимущественно это художники с серьезным бэкграундом, в середине своего творческого пути, так называемые mid-career artists. Например, Александра Паперно — это серьезный художник с большой выставочной историей. С нашим проектом она была номинирована на премию Кандинского, а Света Шуваева — на премию «Инновация». Одним из первых авторов, с которыми мы начали работать, стал Сергей Сапожников. Мы пристально следим за его творчеством последние восемь лет, за это время цены на его работы выросли примерно в семь раз.

«Это важно, когда феминистский дискурс привлекает внимание...»

Выставки Потемкиной и Ириничевой — это два разных проекта, проходящие на одной площадке. У них разные кураторы: выставку Анастасии Потемкиной «Когда цветы не отбрасывают тени» курировал Андрей Паршиков, а выставку Дарьи Иринчеевой «Непрерывная функция» — Алексей Масляев. Да и темы работ художниц сильно отличаются. Проект Анастасии Потемкиной — это своего рода описание того, как в будущем будет выглядеть мир, где все виды сосуществуют наравне друг с другом. Это некая экоутопия. Дарья Иринчеева в своей работе пытается объяснить, каким образом в жизни современного человека работа совмещается с отдыхом, а офис становится домом. Роднит эти два проекта то, что оба они созданы женщинами, что очень важно в эпоху, когда феминистский дискурс привлекает пристальное внимание общественности.


Смотрите выставки Анастасии Потемкиной («Когда цветы не отбрасывают тени») и Дарьи Иринчеевой («Непрерывная функция) в ММОМА с 16 октября