Гелий Коржев, Стив Фитч, Полина Синяткина и другие художники и фотографы
Разобраться в искусстве и узнать больше о жизни московского концептуалиста Виктора Пивоварова, прокатиться вслед за Ильфом и Петровым по Америке, увидеть еще один портрет общества потребления? Решать вам — выбор в московских музеях и галереях уж точно есть
«Босх. Ожившие видения»
Где: центр дизайна Artplay
Когда: до 31 мая
В 1516 году мир покинул Иероним Босх — алхимик, еретик и критик человеческого мира. Суеверия, страхи и нутряной ужас средневекового человека через 500 лет с помощью многоканальной анимации и десятка проекторов показывают в России. На картинах Босха человечество обречено на постоянное грехопадение и неизбежное изменение телесного облика. При жизни мастер подписал лишь 7 своих произведений, остальные названия для нас придумали исследователи его творчества. Наиболее полное собрание работ Босха хранится в музее Прадо, 500-летие со дня его смерти празднуют по всему миру, так что неудивительно, что и нам досталась выставка имени Иеронима Босха, состоящая пусть и не из самих его картин, но из проекций. Экспозиция претендует на очередное шоу или путешествие на корабле дураков — перед отплытием стоит изучить одну из самых известных работ мастера — триптих «Сад земных наслаждений».
«Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом»
Где: ГМИИ им. А. С. Пушкина
Когда: до 15 мая
ГМИИ им. А. С. Пушкина открывает очередную страницу истории искусств. На этот раз в России впервые показывают мастеров Северного Возрождения: Лукаса Кранаха Старшего и представителей его династии. Зритель увидит творческий путь семейства художников, в своих работах отказавшихся от гармонии телесного и духовного: на холстах все чаще появляются змеевидные линии и тела, уже навсегда лишенные этой гармоничности Ренессанса и готовые к изменению, как и пейзаж, который перестает быть фоном и становится самостоятельным игроком. Гости выставки оказываются в промежуточной зоне — позади Ренессанс, впереди — поля маньеризма, окруженные готической сказочностью и спиритуализмом. Кранахи получили славу «быстрейших художников», а мастерская уже напоминала конвейеры Форда — писали они за звонкую монету и протестантов, и католиков, хотя Лукас Кранах Старший совсем не скрывал дружбы с Мартином Лютером и своей приверженности идеям Реформации.
«Федор Рокотов: лица екатерининской эпохи»
Где: Третьяковская галерея
Когда: до 9 мая
После выставки Серова Третьяковская галерея представляет портретиста второй половины XVIII века — Федора Рокотова. Художник специализировался на портретах дворянских семейств, так что работы чаще всего предназначались для интерьеров усадебных дворцов. На полотнах Рокотова взгляд знатного персонажа направлен прямо на зрителя: за его спиной, в дымке, растворяется век дворцовых переворотов и недоговоренностей, а впереди маячит классицизм. В залах Третьяковки можно разобраться еще и в музыкальных и литературных вкусах эпохи — здесь есть, например, масонский журнал Н. И. Новикова «Утренний свет». Вопрос, который может преследовать пришедшего в музей после: почему нам все чаще предлагают смотреть на портреты?
«Московское метро»
Где: музей архитектуры им. А. В. Щусева, музей им. Вадима Сидура
Когда: до 17 июля, до 17 апреля
Весной открываются сразу две выставки, посвященные метрополитену. Первая — «Московское метро — подземный памятник архитектуры» — амбициозный проект, демонстрирующий и поэтапное строительство метро в Стране Советов, и планы на будущее. Кажется, в этой связке не хватает «настоящего времени». В залах музея архитектуры мы увидим более двухсот графических листов с проектами станций, дополняемых образовательной программой и кинопоказами. Вторая — в музее им. Вадима Сидура, где проходит экспозиция «Из-под земли»: современные художники представляют результат дискуссии на тему «проблем влияния искусства в метро на общественную и частную жизнь». Вспомним, что метро создавалось как место постоянного идеологического влияния, — а что сейчас?
«New York's Photo League. 1936—1951. Рождение американской фотодокументалистики»
Где: Еврейский музей и центр толерантности
Когда: до 22 мая
На экспозиции в Еврейском музее и центре толерантности представлены работы нью-йоркского объединения Photo League, участники которого документировали, как живут люди из рабочей среды. Выходившие фотоматериалы служили для борьбы за права человека, а члены Photo League проводили бесплатные лекции и мастер-классы по фотографии, устраивали выставки и старались вернуть камеру в руки «честного журналиста». Все это продолжалось до того момента, пока в 1947 году генеральный прокурор США не включил объединение в список «тоталитарных, фашистских, коммунистических и подрывных организаций», поставив на будущем Photo League не меньше чем крест.
«Владимир Шинкарев. Мрачные картины»
Где: галерея Pop/off/art
Когда: до 17 апреля
Владимир Шинкарев, один из «Митьков», создал серию полотен, изображающих пустынные окраины Санкт-Петербурга и его окрестностей. Художник видит в мрачности способ сопротивления современности, ассоциирующейся у него с ярким и выбивающим из равновесия цветом рекламы. «Этот цвет заляпал тонкие, гармоничные цвета реального мира — и реальный мир теперь пристойнее изображать более сдержанным», — говорит художник, демонстрирующий атмосферу Северной столицы через иронию и монотонность, поэтичность и мрачность.
«Жены декабристов»
Где: Исторический музей
Когда: до 30 мая
Сейчас нам известно, что из «126 приговоренных к смертной казни, различным срокам каторги и ссылке декабристов женаты были всего 23 человека». Обычно семья политических заключенных в царской России была обречена на изгнание. В случае с 1825 годом членов семей декабристов, напротив, признали «непричастными» — жены могли не ехать в Сибирь вслед за мужьями и считать свой брак с бунтовщиками расторгнутым, но 11 женщин — поехали. Фотографии, акварели Николая Бестужева, автографы княгини Волконской и княгини Трубецкой — экспозиция рассказывает, чем занимались декабристы и их жены в Сибири, позволяя узнать о них еще больше.
«Виктор Пивоваров. След улитки. Живопись, графика»
Где: музей современного искусства «Гараж»
Когда: до 18 июня
Выставочный проект классика российского концептуального искусства представляет и ранние, и поздние работы Пивоварова. Гости могут попробовать найти в экспозиции логику и сюжет и превратить посещение выставки в настоящий квест — тем более что выстроена она как настоящее путешествие — вернее, романтическое путешествие, состоящее из 11 глав.
«Россия в пути. Самолетом, поездом, автомобилем»
Где: Институт русского реалистического искусства
Когда: до 22 мая
Дороги, вокзалы, аэропорты были частью жизни любого человека не всегда. Появление поезда на экране братьев Люмьер пугало первых зрителей в 1896 году весьма сильно. С тех пор изменилось многое, и вот уже самолеты, корабли и поезда полноправно вошли в историю искусства. Этому и посвящена выставка в Институте русского реалистического искусства, до Москвы уже успевшая покорить Рим. Здесь обнаруживаются работы Александра Дейнеки, Юрия Пименова, Александра Самохвалова, Георгия Нисского, Александра Лабаса и других художников, разглядевших, как именно и на чем Россия отправилась в путь.
«Одноэтажная Америка»
Где: Московский музей современного искусства (Тверской бульвар)
Когда: до 22 мая
Советские писатели Илья Ильф и Евгений Петров в течение 1935—1936 годов 4 месяца катались по Америке на автомобиле, после чего появилась книга под названием «Одноэтажная Америка». Одноименная выставка, организованная Московским музеем современного искусства вместе с музеем им. Михаила Булгакова, представляет архив Ильи Ильфа — открытки, фотографии, телеграммы, письма, например «с подробным описанием процесса выбора автомобиля для путешествия по США», предлагая вслед за авторами «12 стульев» и «Золотого теленка» отправиться в эту поездку.
«Борщ и шампанское»
Где: Московский музей современного искусства (Гоголевский, 10)
Когда: с 7 апреля до 5 июня
Выставка произведений из собрания Владимира Овчаренко ставит своей целью представить публике работы таких разных авторов, как Леон Голуб, Константин Звездочетов, Илья Кабаков, Джонатан Меезе, Павел Пепперштейн, Джек Пирсон, Ричард Принс, Иван Чуйков, Дана Шутц и Трейси Эмин. Принцип экспозиции —поставить западное и российское искусство в ситуацию обязательного диалога, в котором, без сомнения, родится немало новых смыслов.
«Частные объявления»
Где: Московский музей современного искусства (Ермолаевский, 17)
Когда: до 17 апреля
Тьерри Буэ ищет необычные предметы, которые можно купить на сайте Le bon coin, чье название переводится как «уголок счастья». Когда художник такой находит, он немедленно связывается с его обладателем, чтобы встретиться и сфотографировать вещь вместе с продавцом. Тем самым он рисует еще один портрет «общества потребления», позволяющего купить все что угодно: от собачьих наградных кубков до ставшего невостребованным гроба.
«Вдохнуть и не дышать»
Где: Omelchenko Gallery
Когда: до 10 апреля
Перед нами личная история художника: 6 месяцев и 17 дней Полина Синяткина провела в тубдиспансере. Теперь она рассказывает о своем опыте и опыте людей, окружавших ее в это время. Художник не только обнажает очередную «больную» для общества тему, показывая неумение людей обсуждать «диагнозы», но и работает с двусторонним механизмом «утаивания» информации: на уровне не только общества, но и семьи, а также конкретного человека.
«Гелий Коржев»
Где: Третьяковская галерея на Крымском Валу
Когда: до 14 июня
Выставка Гелия Коржева — открытие для подготовленного и неподготовленного зрителя. Его называют «последним великим русским реалистом XX века», «лидером шестидесятников», но в последние десятилетия жизни художник отстраняется от публичной сферы. Для проекта «Гелий Коржев» залы Третьяковской галереи трансформированы так, чтобы пошатнуть привычный взгляд зрителя и показать изменения позиции Коржева: от «Поднимающего знамя» (конец 1950-х) до фантасмагорических существ — тюрликов (1980—90-е). Разумеется, в рамках экспозиции проходит и масштабная образовательная программа. Один из ключевых вопросов для обсуждения — судьба фигуративного искусства в конце XX века.
«Хайн Горни. Новая вещественность и индустрия. Визуальный и промышленный дизайн в Германии 1920—1930-х годов»
Где: Мультимедиа Арт Музей
Когда: с 15 апреля до 19 июня
Немецкие фотографы Хайн Горни, Август Зандер и Альберт Ренгер-Патч превращали мир в каталог, набор ясных и простых карточек. Горни фотографировал товары для масс: швейные иголки, сигареты, обои, в процессе коммерческой съемки создавая серийные композиции, часто напоминающие абстрактные построения. Рассмотреть их и предлагает Мультимедиа Арт Музей, продолжающий свой масштабный проект «Фотобиеннале-2016».
«Стив Фитч. Маяки американского Запада»
Где: Мультимедиа Арт Музей
Когда: с 15 апреля до 19 июня
Еще одна экспозиция в Мультимедиа Арт Музее, на которую стоит обратить внимание. Цель фотографа Стива Фитча — «неоновые вывески дешевых мотелей, гигантские динозавры, машины дальнобойщиков, заправки, рекламные щиты». Именно эти объекты говорят нам о том, что происходит на американских дорогах. И вместо романтизма Керуака на фотографиях мы увидим детскую наивность одинокой вещи, выброшенной за пределы больших городов и цивилизаций.
Другие истории
Подборка Buro 24/7