Фотографии Владимира Мишукова и сказочные иллюстрации Павла Пепперштейна: большой гид по осенним выставкам МАММ

В Мультимедиа Арт Музее прямо сейчас открыто 7 выставок на любой вкус — здесь и огромная инсталляция, и несколько этажей современного искусства, и, разумеется, много фотографии. Чтобы помочь вам в составлении культурных планов, разобрались во всем этом многообразии и рассказываем, что смотреть в дружественной институции как минимум до 1 декабря. Даты окончания проектов открытые — до смены экспозиции.


«НЕБЕСНЫЙ ГОРОД. МАСТЕРСКАЯ ХУДОЖНИКА». ИГОРЬ ШЕЛКОВСКИЙ

Ключевым проектом сезона стала масштабная ретроспективная выставка Игоря Шелковского «Небесный город. Мастерская художника». Шелковский — выдающийся современный художник и скульптор, классик отечественного и мирового искусства. Впрочем, многие знают его в первую очередь как издателя и редактора легендарного журнала «А-Я», благодаря которому во время перестройки весь мир открыл современное русское искусство по ту сторону железного занавеса. Работы Игоря Шелковского, часто остававшиеся в тени его издательской деятельности, продолжают традиции русского авангарда. Упрощая природные формы, художник доводит их до предельной чистоты, исследует трансформацию форм. В экспозиции представлено более 600 работ Шелковского и его знаменитая мастерская, переехавшая в музей на время выставки. Пространство студии — тотальное произведение искусства, не прерывающееся в своем развитии. В этом «небесном городе», городе-саде Шелковский воплощает модель мироздания, основанную на универсальных законах природы и мировой гармонии.

Фото экспозиции «Небесный город. Мастерская художника»

Фото экспозиции «Небесный город. Мастерская художника»

«ЭЛЕКТРОАРТ». НИКОЛАЙ ПОЛИССКИЙ

Зрители привыкли видеть произведения Николая Полисского на бескрайних просторах Никола-Ленивца, но «Электроарт» — редкий проект художника, созданный специально для музейного пространства, нейтрального белого куба. Это пластическая метафора современного мегаполиса, в котором провода, видимые глазу и скрытые от него, пронизывают городское пространство, словно кровеносные сосуды, обеспечивая его нормальное существование. Сам Полисский, комментируя эту работу, вспоминает о «карго-культе» — религиозном движении в Меланезии, сторонники которого строят из пальм и соломы копии транспортных самолетов, приносящих им дары с небес. Как и меланезийцы, Полисский пытается осмыслить окружающий его техногенный мир, не погружаясь в механизмы его функционирования. «Этот мир для меня безумно сложный, даже переусложненный, — рассказывает художник. — Поэтому я пытаюсь как-то с ним подружиться, делая подобный проект».

Николай Полисский, инсталляция «Электроарт», 2024
Николай Полисский, инсталляция «Электроарт», 2024

«АЛИСА В СТРАНЕ ЧУДЕС И В ЗАЗЕРКАЛЬЕ». ПАВЕЛ ПЕППЕРШТЕЙН

Один из самых ярких и известных российских художников, Павел Пепперштейн предстал этой осенью в МАММ как иллюстратор. В 2020 и 2024 годах в V–A–C Press были изданы сказки Льюиса Кэрролла о приключениях Алисы с его рисунками. На выставке можно увидеть оригинальные эскизы и узнать, как эти изображения смотрятся в цвете, поскольку книги по большей части наполнены их «контурными» версиями. Серии иллюстраций к «Стране чудес» и «Зазеркалью» представлены в разных пространствах, и чтобы перенестись из одной сказки в другую, зрителю нужно пройти через зеркальный портал, примерив на себя роль Алисы. По словам Павла Пепперштейна, вселенные этих произведений ощущаются им совершенно по-разному: «Страна чудес» — это мир карт, то есть свободной и непредсказуемой комбинаторики, а «Зазеркалье» — мир шахмат, симметрии и логической закономерности. Однако царящая в обоих сказках атмосфера сна, наполненного парадоксами, метаморфозами и игрой с масштабами, нашла отражение в оформлении обоих залов выставки. Специально для этого проекта на основе уже готовых эскизов иллюстраций художник написал несколько картин и фреску. Наблюдая за тем, как по-разному выглядит одно и то же изображение в камерной графической работе и ее куда более крупной живописной версии, мы можем почувствовать примерно то же, что и Алиса, пережившая многократные увеличения и уменьшения в росте. А элементы супрематических конструкций в картинах отсылают к математическим принципам, общим для текстов Кэрролла и этого направления авангардного искусства. Довершает погружение в фантастические миры умный голосовой помощник «Алиса», вслух читающий сказки зрителям.

Павел Пепперштейн, иллюстрации из серии «Алиса в Зазеркалье», 2023
Павел Пепперштейн, иллюстрации из серии «Алиса в Зазеркалье», 2023

«МОНОХРОМ, С МАМОЙ ЗА СПИНОЙ». ЕВГЕНИЙ МУЗАЛЕВСКИЙ

Живопись Евгения Музалевского во многом развивает традиции абстрактного экспрессионизма. Она состоит из «тысячи нервных окончаний», сложного формотворчества и особой светоносности. Содержание работ художника подобно содержанию личного дневника, в котором переживания облекаются в живописные образы и превращаются в визуальную поэзию, ускользающую от буквального прочтения. Часть выставки подготовлена Музалевским совместно с мамой, размышления о которой перманентно присутствуют в его творчестве. Все началось тогда, когда мама находилась в колонии общего режима. Евгений придумал для нее определенного рода терапию, результатом которой стали пронзительные, мастерски исполненные мамой художника вышивки, повторяющие серию вертикальных холстов сына.

Евгений Музалевский, «Дураки», 2022
Евгений Музалевский, «Торт-бизешка» 2022; «Отражение», 2022; «Олгá», 2023; «Настя в окне», 2023; «Тридешка», 2023. Вышивка по мотивам работы художника выполнена и названа его мамой.

«ЕСЛИ БЫ Я БЫЛ…». ВЛАДИМИР МИШУКОВ

Серия Владимира Мишукова «Если бы я был…», сделанная им в 2012 году, продолжает уже закрепившийся за фотографом формат концептуального портрета, совмещенного с кратким интервью. В 2003 году он получил «Серебряную камеру» за проект «Неоновые мечты», героями которого стали подростки, только вступающие во взрослую жизнь и делящиеся с фотографом своими мечтами и планами. Проект «Если бы я был…» дает слово следующему поколению — совсем юные дети, тонущие в огромных пиджаках и платьях своих родителей, рассуждают о том, как это — быть папой или мамой. С момента создания серии прошло 12 лет, и сегодня ее герои уже превратились в подростков и взрослых, а кто-то наверняка и в родителей. Интересно узнать, следуют ли они своим заветам — как семилетний Лео, сказавший Мишукову: «Если бы я был папой, я бы жил и шевелился».

Владимир Мишуков, «Если бы я был папой, я бы жил и шевелился», 2012

«ГАВАНА: ПОРТРЕТЫ ПО ДОРОГЕ». АНДРЕЙ ГОРДАСЕВИЧ

Андрей Гордасевич — один из самых разнообразных российских фотографов современности. В его портфолио есть и съемки из многочисленных поездок (география впечатляет: от Коми до Бурунди), и зарисовки из жизни субкультур (от футбольных фанатов до исторических реконструкторов), и утонченные макропортреты экспонатов из Зоологического музея. Каждый его проект требует уникальной формы, отталкивающейся от конкретного сюжета, и «Гавана» — не исключение. Делая портреты кубинцев, вся жизнь которых, по замечанию Гордасевича, проходит «при открытых окнах и дверях», он находит своих персонажей в среде их ежедневного пребывания. Первый снимок фиксирует героя в интерьере, второй берет крупным планом какой-либо характерный объект, часто говорящий о его хозяине больше, чем его буквальный портрет. Этот формальный подход уводит Гордасевича от непосредственности уличной фотографии и роднит его с классиками концептуального портрета — Августом Зандером и его последователями.

Андрей Гордасевич, «Дайрон Колминес Сааведра, футбольный фанат» из серии «Гавана: портреты по дороге», 2011 — 2012
Андрей Гордасевич, «Немецио Ласо Хорхе, автомеханик» из серии «Гавана: портреты по дороге», 2011 — 2012

«ДЕТЕКТИВНЫЕ ИСТОРИИ ИЗ ЖИЗНИ МУЗЕЙНОГО ХРАНИТЕЛЯ»

Задача музейного хранителя — не только следить за сохранностью фонда, но и активно изучать коллекцию музея. Ежедневно хранители МАММ проделывают большую работу по атрибуции снимков: чтобы уточнить место, дату и сюжет съемки, поместить произведение в художественный и исторический контекст, часто приходится провести целое расследование. Результатами своих исследований поделилась хранитель МАММ Лариса Зайцева. В формате выставки, богатой текстовым сопровождением, хранитель рассказывает о разных способах атрибуции фотографии. Например, как датировать фото по крошечной детали (вроде маленькой вывески или газеты в руках прохожего), какие истории могут рассказать короткие надписи на обороте снимка и как работать с теми кадрами, о которых, казалось бы, совсем ничего не известно.

Неизвестный автор, «Электровоз и паровоз на Александро-Невском прииске Ленского Золотопромышленного Товарищества», 1900-е
Неизвестный автор, «Овчарка в роли военно-морского „дозорного” на крейсере „Девоншир”» 1914–1918

21.10.24, 17:34