Искусство, звездные архитекторы и миллиарды
«Щукин. Биография коллекции» и «Коллекция Fondation Louis Vuitton. Избранное» — две главные выставки года, открывшиеся на этой неделе в ГМИИ. BURO. рассказывает, что нужно о них знать и как попасть туда без очереди.
Как появилась коллекция Фонда Louis Vuitton?
История создания фонда напрямую связана с личностью Бернара Арно, президента группы компаний LVMH и самого богатого человека Европы с состоянием в 81 млрд евро. Собрав богатейшую частную коллекцию, в которую входят как знаменитые полотна импрессионистов, так и работы Жана-Мишеля Баскии, он решил, что хочет построить в Париже новый центр современного искусства. В 2006 году Арно основал некоммерческую организацию Fondation Louis Vuitton, которая собирает и выставляет изобразительное искусство, созданное с 1950-х годов. Произведения этого периода стоят дороже всего на аукционах — это так называемое послевоенное искусство, которое в российском искусствоведении иногда называют современным. Именно в этот период появился поп-арт, развивалось абстрактное искусство, родился видеоарт и саунд-арт.
Коллекция продолжает пополняться и развиваться, а некоторые произведения создаются художниками по заказу фонда. Она хранится и выставляется в здании, которое в архитектурных кругах известно едва ли не больше, чем сам бренд Louis Vuitton.
Что особенного в здании Фонда LV?
Его автором стал важнейший архитектор современности Фрэнк Гери, создатель знаменитого здания музея Гуггенхайма в Бильбао. Гери называют одним из отцов деконструктивизма — его здания отрицают архитектурную стройность и хотят казаться чем-то иным. Вот и здание фонда напоминает о взметнувшихся и наполненных ветром парусах. Как это часто бывает, против постройки протестовали жители Парижа, но после долгой общественной дискуссии разрешение на строительство все же было выдано в 2007 году. Осенью 2014 года здание открылось для публики. Его строительство обошлось в 143 млн долларов.
Постройка состоит из стекла и бетона, но это очень особенное стекло и бетон. Каждую стеклянную панель в окружающих здание «парусах» выплавляли отдельно и придавали ей уникальную форму в соответствии с местом, которое она занимает в конструкции. Основа здания, которую называют «айсберг», покрыта 19 000 белых листов специального ультрапрочного армированного волокном бетона. Перед открытием фонд заказал специально для разных помещений нового музея работы у великого минималиста Эллсуорта Келли, одной из самых известных современных американских художниц Тарин Саймон, мастера огромных световых инсталляций Олафура Элиассона и других важнейших современных художников. По словам Фрэнка Гери, «это здание дает возможность приглашать художников, ничем не ограниченных в свободе самовыражения. Я создал эту скрипку, и теперь очередь Сюзанны Паже, арт-директора фонда, на ней играть».
Кто собирает коллекцию и курирует выставки?
Коллекция тесно связана с именем самого Бернара Арно, в частном собрании которого можно найти, пожалуй, все важнейшие направления искусства XX века и все крупнейшие имена, определившие историю искусства. Например, его первой покупкой стала работа Клода Моне «Мост Чаринг-Кросс» в 1982 году за 200 тысяч долларов. Однако корпоративная коллекция все же немного отличается от того, что Арно покупает для себя. Художественный директор фонда — Сюзанн Паже, бывшая директриса Музея современного искусства города Парижа. Она руководит выставочной программой и занимается пополнением коллекции. В 1986 году она курировала выставку Даниэля Бюрена в павильоне Франции на 42-й Венецианской биеннале, которая получила «Золотого льва» как лучший национальный павильон. Вторая ключевая фигура, определяющая деятельность фонда, это Жан-Поль Клавери, советник Бернара Арно. По словам Клавери, сама идея создания фонда родилась у Арно в 1990 году после разговора с ним. Коллекция фонда пользуется уважением критиков и художников, хотя периодически ее критикуют за чрезмерную элитарность.
Что входит в коллекцию?
Опубликованная коллекция фонда насчитывает около 300 произведений и состоит из четырех разделов: «Созерцательное искусство» (это раздел собрания, где собраны произведения для спокойного и вдумчивого изучения), «Поп-арт», «Музыка и звук» и «Экспрессионизм». Описать даже в нескольких словах это собрание очень сложно, потому что в него входят такие разные художники как Ричард Принс, Яой Кусама, Андреас Гурский, Олафур Элиассон, Пьера Юиг, Ян Фудун, Жан-Мишель Баския, Гилберт и Джордж, Зигмар Польке, Нам Джун Пайк и другие имена, уже вошедшие в учебники по истории искусства. Коллекция отчетливо концентрируется на уже известных художниках и прославившихся арт-коллективах.
Что можно увидеть на выставке в Москве?
В Москве выставляют 65 произведений послевоенного и современного искусства двадцати художников из разных стран из коллекции фонда LV, в том числе работы Герхарда Рихтера, Ива Кляйна, Жана-Мишеля Баскии, Изы Генцкен, Марины Абрамович и Альберто Джакометти. Большинство этих художников никак не представлены ни в одном из российских музеев.
Какое отношение имеет выставка дореволюционных коллекций Сергея Щукина и Ивана Морозова к Фонду Louis Vuitton?
В 2016 году в Париже в здании Фонда LV была показана выставка «Шедевры нового искусства. Коллекция Щукина», в рамках которой впервые с начала XX века были собраны вместе произведения из коллекции знаменитого мецената Сергея Щукина, которые хранятся в ГМИИ и Эрмитаже. По мнению многих экспертов, тогда казалось, что представить подобную выставку в России невозможно. Спустя несколько лет договоренности были достигнуты. Теперь в двух старейших музеях — Пушкинском и Эрмитаже — пройдут одновременно выставки двух важнейших собраний искусства импрессионизма и постимпрессионизма. Это коллекции Сергея Щукина и Ивана Морозова, которые были национализированы после революции, поделены между музеями и легли в основу собрания обоих участвующих в проекте музеев. В Москве покажут коллекцию Щукина, в Эрмитаже — Морозова. Именно в пустующие залы, где обычно висят работы импрессионистов, въедет выставка коллекции фонда LV. И уже осенью коллекция Ивана Морозова из Эрмитажа отправится на выставку в фонд LV.
Какие еще бренды собирают коллекции
Renault Art Collection
Коллекция была основана в 1967 году и насчитывает около 300 работ французских и европейских художников с 1960-х по 1980-е годы.
Fondazione Prada
Создан в 1993 году. Здание фонда в Милане было построено бюро Рема Колхаса и открылось для публики в 2015 году. Фасад облицован сусальным золотом.
Fondation d'Enterprise Hermès
Фонд был создан в 2008 году и поддерживает инициативы в области современного искусства и дизайна. Девиз: «Нас определяют наши поступки».
Fondation Cartier Pour l'Art Contemporain
Фонд и музей современного искусства в Париже, созданный в 1984 году. Здание фонда построено архитектором Жаном Нувелем, лауреатом Притцкеровской премии.
ZegnART Public
Проект Ermenegildo Zegna Group по поддержке художников из развивающихся стран.
Giulia Maramotti Foundation (Max Mara)
Институция, носящая имя матери основателя компании Max Mara, поддерживает студентов-художников и начинающих дизайнеров.
Что еще делает фонд для искусства?
Миссия фонда — помогать развитию современного искусства и делать его доступным. Здание, построенное Фрэнком Гери, посещает более 1 млн человек каждый год. Помимо того, фонд постоянно обновляет свою постоянную экспозицию, заказывает художникам производство новых работ, спонсирует выставки, подобные проекту с показом коллекции Сергея Щукина, привлекает профессионалов и молодых художников. Само здание фонда — это значительный вклад в современную французскую культуру, которая сейчас скорее стагнирует, чем процветает, если сравнивать с тем, что происходит в США или Великобритании. Кроме того, через 55 лет само здание фонда перейдет в собственность Парижа — это было решено еще на этапе строительства.
И, наконец, как посмотреть все это без очереди?
Если покупать билеты на сайте заранее, есть шанс пройти на выставку в заявленное время, не стоя в очереди. Можно также предположить, что основная часть публики, выбирая между не слишком известным современным искусством и «родным» Щукиным с не менее родными импрессионистами, выберет второе. А значит, на выставку фонда LV, которая пройдет не в основном здании Пушкинского, а в отдельно стоящем через переулок от него здании Галереи искусства XIX–XX века, очереди не будет или она будет небольшой. Практика показывает, что в России послевоенное искусство не пользуется популярностью у зрителей. Например, на беспрецедентную выставку Лондонской школы, недавно прошедшую в Пушкинском, не было очереди даже в последние дни работы.
19 июня – 29 сентября 2019
«Коллекция Fondation Louis Vuitton. Избранное»
Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков
Волхонка, 14
19 июня – 15 сентября 2019
Выставка «Щукин. Биография коллекции»
Музей изобразительных искусств им. Пушкина
Волхонка, 12
Другие истории
Подборка Buro 24/7