14 сентября в Санкт-Петербурге прошла российская премьера «Снов Спящей красавицы» — пожалуй, самого впечатляющего зрелища сезона. 20 сентября его на один день привезут в Москву, а затем спектакль отправится в длинные гастроли: в России шоу покажут в Нижнем Новгороде, Самаре, Казани, Екатеринбурге, Воронеже и Краснодаре, а в США — в Нью-Йорке, Атланте, Чикаго, Бостоне, Далласе и Хьюстоне.
А-Клуб, подразделение по работе с высокосостоятельными клиентами «Альфа-банка», выступил генеральным партнером премьеры шоу, продолжив многолетнюю традицию меценатства в сфере современного театрального искусства. Совместно с А-Клубом мы рассказываем о главных действующих лицах — артистах, авторах и художниках, — а также о технологиях, использованных в самой невероятной премьере сезона.
«Сны Спящей красавицы» — это фантазия на тему снов Авроры, героини той самой сказки из детства. Ее роль играет Диана Вишнева — прима-балерина Мариинского театра и создательница фестиваля современной хореографии Context. Представлять балерину лишний раз не нужно: каждое выступление Вишневой собирает аншлаги. Кроме того, в репертуаре Дианы уже есть роль принцессы Авроры — она танцевала балет Петра Чайковского на сцене миланского театра Ла Скала, берлинской Staatsoper, Американского театра балета в Нью-Йорке и, конечно, Мариинки. «Этот спектакль — мое самое длинное сольное выступление, — рассказывает Диана о „Снах Спящей красавицы“. — До этого моим личным рекордом был 42-минутный моноспектакль „Переключение“, который я делала с французским хореографом Жан-Кристофом Майо».
Футуристичные костюмы в «Снах Спящей красавицы» достойны отдельного рассказа. Их суть — не только в дизайне, вдохновленном ретрофутуристическими фантазиями, но и в технологичной начинке. В каждый наряд Дианы Вишневой вшито по 14 сенсорных датчиков, которые считывают движения танцовщицы и позволяют синхронизировать ее движения с виртуальными аватарами. Эту же технологию ранее успешно освоили кинематографисты: с помощью похожих костюмов создается CGI-графика.
Продюсером шоу в России стал Эд Ратников, президент одного из крупнейших концертных агентств России T.C.I. «Sleeping Beauty Dreams — это инновационное шоу, опередившее на несколько десятилетий развлекательную индустрию, — рассказывает он о проекте. — Это новый вид многомерного сценического опыта, в котором современный танец встречает технологию проекции аватара в реальном времени и гипнотическую электронную музыку. Нам удалось выстроить такой гастрольный график, что в города России спектакль приедет в самом начале большого мирового турне».
По сути, это цифровые копии людей — визуальные и световые образы, чья пластика основана на движениях живых танцоров. По замыслу создателей, они символизируют внутренние конфликты Авроры, ее ангелов и демонов. Появляясь на сцене, аватары в реальном времени взаимодействуют с героями постановки. Их движения также создавали, считывая движения людей и превращая их в трехмерную CGI-реальность. «Каждый аватар отличается, — рассказывает Вишнева, — поэтому мне пришлось отдельно учиться взаимодействовать с каждым из них. Это было очень непросто».
Голландскому режиссеру, работающему на стыке нескольких плоскостей в искусстве, принадлежит оригинальная идея постановки. Хаас говорит, что назвать это шоу балетом нельзя: «Сны Спящей красавицы» — это сплав танца, технологий, дизайна и нового визуального языка. «Традиционные формы искусства не мертвы, как некоторые считают, — говорил он в интервью, — а просто неактуальны сегодня. Современные технологии стали средой, в которой можно отыскать новые способы самовыражения, смешивая разные виды искусства. В „Снах Спящей красавицы“, например, цифровые аватары — не фон, а активные участники спектакля».
Классической музыкальной партитуры, которая есть в каждом балете, «Снам Спящей красавицы» было мало — так появилась технология L-isa Immersive Hyperreal Sound. Ее суть заключается в том, что музыка всегда исполняется в такт движениям не только реальных танцоров, но и виртуальных. Воплотить замысел помогает BlackTrax — технология, которая следит за движениями артистов на сцене. «Танцоры обычно двигаются очень быстро, иногда они просто бегают по сцене, но наша технология всегда держит темп», — говорит инженер шоу Карлос Москера.
Известный диджитал-художник прославился сотрудничеством с Бьорк: Греммлер поставил видео на песни «Tabula Rasa», «Losss» и шоу «Cornucopia» исландской певицы. В «Снах Спящей красавицы» он придумал не только аватаров, но и весь визуальный ряд постановки.
«Альфа-банк» на протяжении всей своей истории поддерживает знаковые для современного искусства события. Это фестиваль Alfa Future People в Нижнем Новгороде, который каждый год собирает десятки тысяч людей. В театральном мире банк поддерживал «Гоголь-центр» в период его становления, организовал первые масштабные гастроли московского театра «Практика» в Перми и Екатеринбурге, выступил партнером международного фестиваля-школы современного искусства «ТЕRRIТОRIЯ».
«А-Клуб — это подразделение по работе с высокосостоятельными клиентами, которое придает большое значение участию в социальных и культурных проектах, — комментирует руководитель департамента по управлению крупным частным капиталом „Альфа-банка“ Алина Назарова, — и мы с большой радостью представляем инновационное шоу „Сны Спящей красавицы“. Современность, технологичность, яркость уникального перформанса созвучны нашему характеру. Мы уверены, шоу подарит незабываемые эмоции и вдохновение публике и бесспорно станет ярчайшим культурным событием».
Для «Снов Спящей красавицы» автор одного из платьев Леди Гаги для фотосессии к выходу ее альбома «Born This Way» придумал целую коллекцию футуристичных нарядов с теми самыми датчиками. «Я выбрал материалы, которые взаимодействуют со светом, отражением, — рассказывает Хесс. — Трудно даже подумать о материалах или целых костюмах, которые могут трансформироваться. Мне нравится работать с ними так, чтобы рождалась магия».
Единственной материальной декорацией «Снов Спящей красавицы» стала видеостена высотой в 6 и длиной в 20 метров с разрешением 7K. На ней транслируются танцы солистов и принимающие замысловатые формы движения ангелов и демонов Авроры. Кроме того, гигантский экран позади танцоров передает настроение постановки: в цифровых инсталляциях можно увидеть как абстрактные картины, так и вполне реалистичные — например, всполохи огня.
Свет в «Снах Спящей красавицы» ставила американская художница Лорен Форт. «Мои работы выражают баланс между природой и искусством, — описывает Форт свое творчество. — Я фокусируюсь на новых ощущениях, которые может подарить свет».
И, наконец, еще один важный компонент — музыка. Ее для «Снов» написали голландцы Noisia/Thijs de Vlieger. Их жанр можно описать как комбинацию из драм-н-бейса, нейробита и брейкбита, для простоты — EDM. Голландское трио отметилось совместной работой с dedmau5 и Skrillex, а еще их музыка звучит в фильмах, сериалах и даже компьютерных играх — например, в легендарной Wipeout. «Я убедился в том, что подхожу для этого проекта, потому что моя музыка довольно специфичная, — рассказывает участник Noisia Тейс де Влигер. — Я не хочу писать оркестровые партитуры — у меня нет такой задачи. Для меня эта работа стала своего рода „прыжком веры“: я убедился, что могу делать музыку в таком масштабе».
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7