«Искусство, которое может позволить себе каждый»: Анастасия Постригай — о ценности тиражной графики

Колумнист BURO. и искусствовед Анастасия Постригай рассказывает, как создать личную коллекцию искусства с минимальным бюджетом.

Анастасия Постригай

колумнист BURO., искусствовед, галерист и ректор Академии Op Pop Art

Я работаю в арт-бизнесе с начала 2000-х и могу с уверенностью сказать, что удовольствие от покупки произведения искусства мало с чем сравнимо. Ведь выбор предмета для коллекции всегда очень личный и неслучайный, его делают от души и для души, даже если и с расчетом на удачную инвестицию. И я глубоко убеждена, что возможность окружить себя искусством и почувствовать вкус к обладанию настоящими авторскими работами есть у каждого. На арт-рынке есть доступные сегменты, и сегодня я подробнее расскажу об одном из них — о тиражной графике.

Произведения, которые художники создают в нескольких экземплярах с помощью разных техник — это тиражная графика. Эксперименты с технологиями печати в искусстве начались около 500 лет назад, поэтому в тиражных работах есть своя особенность: за небольшие деньги можно купить авторское произведение крупного мастера, к живописным полотнам которого даже близко не подступиться. По этой же причине тиражные работы и солидную коллекцию не испортят, позволив более полно раскрыть творческий путь автора.

Айдан Салахова, «Без названия», офорт, 2022

Тиражная графика принципиально отличается от репродукций или плакатов в массовой продаже, потому что художник не только придумывает сюжет, но и готовит печатные формы, а иногда участвует и в самом процессе нанесения изображения на бумагу. По цене такие работы могут не сильно отличаться от репродукции Ван Гога, но по сути своей и качеству последние никогда не сравнятся с авторскими произведениями.

Начнем с азов и посмотрим, какие встречаются техники в тиражной графике. Высокая печать используется при создании ксилографий и линогравюр и предполагает воспроизведение выпуклого рисунка на деревянной или металлической форме для переноса на бумагу. С глубокой печатью все наоборот: изображение наносят на форму с помощью гравировки или вытравливают химическим способом, затем углубления заполняются краской, а выступающие части протирают перед печатью. На основе этой технологии делают офорты. При плоской печати, с помощью которой делают литографии, форма не имеет рельефа, но ее обрабатывают таким образом, чтобы краска задерживалась только на печатающих частях.

Разные способы печати совершенно не обязательно используются в чистом виде, художники часто их комбинируют, например, офорт и литографию. А техника пошуара позволяет раскрашивать литографии или накладывать на них золочение. Под каждый цвет делают трафарет из тонкого металлического листа, а краску через прорези наносят вручную. Пошуары создавали, например, Анри Матисс, Леон Бакст и Наталья Гончарова.

Алексей Дубинский, «Гербарий 3», шелкография, 2021

Существуют и более сложные технологии, например, гелиография, которую, в частности, использовал Сальвадор Дали. Гелиогравюры получаются путем целого набора приемов. Если коротко: рисунок на печатную форму наносится с помощью специальных смесей под долгим воздействием света через проявленную фотопластину. И сама работа в этом случае кропотливая, и на большие тиражи рассчитывать не приходится, что сказывается на цене.

Особенно ценны коллекции, которые объединены какой-то идеей, а в этом вопросе выбор довольно большой. Один из вариантов — собирать работы любимого художника или формировать срез эпохи. Например, можно искать Марка Шагала, у которого есть тиражные работы с его типичными петухами, невестами и библейскими сюжетами, Анри Матисса или Пабло Пикассо, в творчестве которых это направление занимало особое место.

Сегмент тиражной графики позволяет замахнуться даже на покупку работ самого Альбрехта Дюрера! И пускай вас не пугают заголовки о продаже коллекции его гравюр на Christie’s за $6 млн в начале уходящего года. У того же аукционного дома в январе 2023 года «Святая Троица» художника ушла с молотка за $14,3 тыс.

Альбрехт Дюрер, гравюра «Святая Троица», 1511

В Париже я люблю наведываться в галерею, которая специализируется на продаже тиражной графики еще с конца XVIII века. Там можно, например, найти офорты Рембрандта и быть спокойной за их подлинность. К вопросу рисков при покупке подобного искусства я еще вернусь.

В современном искусстве печатные техники активно используют, поэтому коллекцию можно выстраивать и на основе работ молодых художников. Для коллекционера это зона комфорта: при покупке работ ныне живущих авторов вы можете быть уверены, что вам не попадется подделка. А если какое-то произведение у вас все-таки вызовет сомнения, все вопросы можно задать напрямую его создателю.

Большинство современных художников работают с тиражной графикой, чтобы сделать свое творчество доступнее, и даже у именитых авторов можно найти недорогие произведения. Например, городские и морские виды Алексея Ланцева обычно стоят около 300 тысяч, а его тиражи можно купить за 35-60 тысяч. Работы Владимира Дубосарского обойдутся в несколько миллионов, а его тиражным произведением можно пополнить коллекцию и за 30 тысяч рублей. Примерно с таким же бюджетом можно обзавестись работой Айдан Салаховой.

Иван Плющ, After You, шелкография, 2021

Если говорить о молодых авторах, воспользуюсь случаем порекомендовать вам Лизу Вербицкую, с которой мы создали проект для моей галереи Postrigay Gallery. Она владеет всеми видами печатной графики, и специально для летней выставки «[Пре]мудрости» она создала лимитированную серию офортов на меди по мотивам «Песни песней».

У Ивана Плюща есть несколько серий работ в технике шелкографии, в том числе After You, After Religion и After Porno. Сначала он сгенерировал изображения с помощью нейросети, затем воплотил их в живописи, а уже получившиеся картины выпустил в виде тиражных произведений. Даже сложно поверить, что это шелкография, настолько тонко Ивану удалось передать цветовые переходы в этих работах.

У Алексея Дубинского есть «Гербарии» в технике шелкографии, у Валерия Чтака и Тани Пёникер сейчас в продаже открытки, которые вошли в серию «ПиранезиLAB» «Подарки для друзей». У Ольги Кройтор очень яркие шелкографии, отсылающие к советскому авангарду.

Елизавета Вербицкая, «Нард.Песнь Песней», офорт, 2023

На российском рынке есть отдельные галереи, которые специализируются на тиражном искусстве, например, «ПиранезиLAB» и Set Projects (раньше она называлась Shaltai Editions), «Формат Один». Интересные вещи можно купить на ярмарках Cosmoscow и Blazar. Рекомендую еще и маркет современного искусства Win-Win, там очень доступные цены, некоторые «тиражки» продаются буквально за несколько тысяч. Есть и локальные мероприятия, например, в мае в Нижнем Новгороде прошла ярмарка «Контур», полностью посвященная графике, а буквально недавно, в конце ноября, в московском «Депо. Три вокзала» состоялся маркет Graph IT.

С теми же модернистами ситуация более сложная. Конечно, можно «охотиться» на предметы для коллекции на проверенных аукционах в разделах Prints & Multiples Art или Editions. Но должна сразу предупредить, что каждый раз это игра в рулетку, и даже авторитетность площадки на сто процентов не защищает от провала. Сама я недавно приобрела шелкографию Натальи Нестеровой на аукционе и объективно получила работу, по качеству подозрительно напоминающую распечатку на принтере! Как вы понимаете, на этом фоне о поиске тиражной графики на eBay и «Авито» даже речи быть не может. Так что тиражные работы следует покупать только у людей, которым вы можете доверять, и лучше заручиться помощью эксперта.

Таня Пёникер, «Гнев» из серии «Семь», офорт, 2021

Есть еще несколько технических нюансов, о которых нужно узнать, прежде чем отправляться за покупками. Как и в случае с любым предметом искусства, обязательно следует проверить провенанс, если покупаете старых мастеров. Кроме того, хорошо, если на работе есть подпись автора: современные художники обычно подписывают произведения, но, например, на тиражной графике Шагала автографа может и не быть.

Второй фактор — степень сложности техники, в которой выполнена работа. Я бы не сказала, что офорты, ксилографии или литографии сильно отличаются друг от друга по цене, а вот гелиогравюры обойдутся дороже.

В цену заложен и тираж. Число копий произведения строго ограничено, и на каждой из них обычно указывают порядковый номер и общее число выпущенных работ. Печатные формы принято уничтожать. Если у художника есть две работы равной сложности, у одной тираж 10 экземпляров, а у второй — 50, то дороже будет произведение с меньшим числом копий. Особую ценность имеет самый последний экземпляр в серии.

Сальвадор Дали, «Повесть черепахи Квази», гелиогравюра, 1969

В случае со старыми мастерами важна очередность выпуска конкретного экземпляра, особенно это актуально для офортов. Первые оттиски получались более четкими, а по мере истирания формы изображение становилось более размытым, выпадали некоторые детали.

Присмотритесь и к качеству работы. Например, покупать тиражную графику со следами живой плесени точно себе дороже. Другие пятна теоретически можно вывести в хорошей мастерской, разрывы бумаги тоже не делают ситуацию безнадежной, но не рассчитывайте сэкономить на восстановительных работах, если не хотите потерять приобретение.

Марк Шагал, L'Artiste et Thèmes bibliques, литография, 1974

На случай, если в вашем доме появится тиражная работа, я заранее шлю вам свои поздравления, а заодно и несколько советов о том, как распорядиться своим сокровищем. Важно не только уберечь хрупкую бумагу от прямого света и источников влаги, но и серьезно отнестись к выбору багетной мастерской. Для графики со вкусом сделанное обрамление, качественная бумага паспарту и выбор стекла играют особую роль. Если вам спокойнее хранить коллекцию в ящике стола, то стоит переложить произведения тонкой бумагой, чтобы не повредить красочный слой.

Имеет ли смысл использовать покупку тиражной графики в качестве инвестиций? Это зависит от цены покупки и имени автора. Если проявить терпение, Дюрера и Шагала можно выгодно продать, но покупать работы ультрасовременных художников с таким расчетом не стоит. Так что я предлагаю прислушиваться к сердцу и искать в тиражном искусстве не выгоду, а вдохновение и удовольствие от обладания авторским произведением.

20.12.23, 11:08