Колумнист BURO. и искусствовед Анастасия Постригай рассказывает, как создать личную коллекцию искусства с минимальным бюджетом.
колумнист BURO., искусствовед, галерист и ректор Академии Op Pop Art
Я работаю в арт-бизнесе с начала 2000-х и могу с уверенностью сказать, что удовольствие от покупки произведения искусства мало с чем сравнимо. Ведь выбор предмета для коллекции всегда очень личный и неслучайный, его делают от души и для души, даже если и с расчетом на удачную инвестицию. И я глубоко убеждена, что возможность окружить себя искусством и почувствовать вкус к обладанию настоящими авторскими работами есть у каждого. На арт-рынке есть доступные сегменты, и сегодня я подробнее расскажу об одном из них — о тиражной графике.
Произведения, которые художники создают в нескольких экземплярах с помощью разных техник — это тиражная графика. Эксперименты с технологиями печати в искусстве начались около 500 лет назад, поэтому в тиражных работах есть своя особенность: за небольшие деньги можно купить авторское произведение крупного мастера, к живописным полотнам которого даже близко не подступиться. По этой же причине тиражные работы и солидную коллекцию не испортят, позволив более полно раскрыть творческий путь автора.
Тиражная графика принципиально отличается от репродукций или плакатов в массовой продаже, потому что художник не только придумывает сюжет, но и готовит печатные формы, а иногда участвует и в самом процессе нанесения изображения на бумагу. По цене такие работы могут не сильно отличаться от репродукции Ван Гога, но по сути своей и качеству последние никогда не сравнятся с авторскими произведениями.
Начнем с азов и посмотрим, какие встречаются техники в тиражной графике. Высокая печать используется при создании ксилографий и линогравюр и предполагает воспроизведение выпуклого рисунка на деревянной или металлической форме для переноса на бумагу. С глубокой печатью все наоборот: изображение наносят на форму с помощью гравировки или вытравливают химическим способом, затем углубления заполняются краской, а выступающие части протирают перед печатью. На основе этой технологии делают офорты. При плоской печати, с помощью которой делают литографии, форма не имеет рельефа, но ее обрабатывают таким образом, чтобы краска задерживалась только на печатающих частях.
Разные способы печати совершенно не обязательно используются в чистом виде, художники часто их комбинируют, например, офорт и литографию. А техника пошуара позволяет раскрашивать литографии или накладывать на них золочение. Под каждый цвет делают трафарет из тонкого металлического листа, а краску через прорези наносят вручную. Пошуары создавали, например, Анри Матисс, Леон Бакст и Наталья Гончарова.
Существуют и более сложные технологии, например, гелиография, которую, в частности, использовал Сальвадор Дали. Гелиогравюры получаются путем целого набора приемов. Если коротко: рисунок на печатную форму наносится с помощью специальных смесей под долгим воздействием света через проявленную фотопластину. И сама работа в этом случае кропотливая, и на большие тиражи рассчитывать не приходится, что сказывается на цене.
Особенно ценны коллекции, которые объединены какой-то идеей, а в этом вопросе выбор довольно большой. Один из вариантов — собирать работы любимого художника или формировать срез эпохи. Например, можно искать Марка Шагала, у которого есть тиражные работы с его типичными петухами, невестами и библейскими сюжетами, Анри Матисса или Пабло Пикассо, в творчестве которых это направление занимало особое место.
Сегмент тиражной графики позволяет замахнуться даже на покупку работ самого Альбрехта Дюрера! И пускай вас не пугают заголовки о продаже коллекции его гравюр на Christie’s за $6 млн в начале уходящего года. У того же аукционного дома в январе 2023 года «Святая Троица» художника ушла с молотка за $14,3 тыс.
В Париже я люблю наведываться в галерею, которая специализируется на продаже тиражной графики еще с конца XVIII века. Там можно, например, найти офорты Рембрандта и быть спокойной за их подлинность. К вопросу рисков при покупке подобного искусства я еще вернусь.
В современном искусстве печатные техники активно используют, поэтому коллекцию можно выстраивать и на основе работ молодых художников. Для коллекционера это зона комфорта: при покупке работ ныне живущих авторов вы можете быть уверены, что вам не попадется подделка. А если какое-то произведение у вас все-таки вызовет сомнения, все вопросы можно задать напрямую его создателю.
Большинство современных художников работают с тиражной графикой, чтобы сделать свое творчество доступнее, и даже у именитых авторов можно найти недорогие произведения. Например, городские и морские виды Алексея Ланцева обычно стоят около 300 тысяч, а его тиражи можно купить за 35-60 тысяч. Работы Владимира Дубосарского обойдутся в несколько миллионов, а его тиражным произведением можно пополнить коллекцию и за 30 тысяч рублей. Примерно с таким же бюджетом можно обзавестись работой Айдан Салаховой.
Если говорить о молодых авторах, воспользуюсь случаем порекомендовать вам Лизу Вербицкую, с которой мы создали проект для моей галереи Postrigay Gallery. Она владеет всеми видами печатной графики, и специально для летней выставки «[Пре]мудрости» она создала лимитированную серию офортов на меди по мотивам «Песни песней».
У Ивана Плюща есть несколько серий работ в технике шелкографии, в том числе After You, After Religion и After Porno. Сначала он сгенерировал изображения с помощью нейросети, затем воплотил их в живописи, а уже получившиеся картины выпустил в виде тиражных произведений. Даже сложно поверить, что это шелкография, настолько тонко Ивану удалось передать цветовые переходы в этих работах.
У Алексея Дубинского есть «Гербарии» в технике шелкографии, у Валерия Чтака и Тани Пёникер сейчас в продаже открытки, которые вошли в серию «ПиранезиLAB» «Подарки для друзей». У Ольги Кройтор очень яркие шелкографии, отсылающие к советскому авангарду.
На российском рынке есть отдельные галереи, которые специализируются на тиражном искусстве, например, «ПиранезиLAB» и Set Projects (раньше она называлась Shaltai Editions), «Формат Один». Интересные вещи можно купить на ярмарках Cosmoscow и Blazar. Рекомендую еще и маркет современного искусства Win-Win, там очень доступные цены, некоторые «тиражки» продаются буквально за несколько тысяч. Есть и локальные мероприятия, например, в мае в Нижнем Новгороде прошла ярмарка «Контур», полностью посвященная графике, а буквально недавно, в конце ноября, в московском «Депо. Три вокзала» состоялся маркет Graph IT.
С теми же модернистами ситуация более сложная. Конечно, можно «охотиться» на предметы для коллекции на проверенных аукционах в разделах Prints & Multiples Art или Editions. Но должна сразу предупредить, что каждый раз это игра в рулетку, и даже авторитетность площадки на сто процентов не защищает от провала. Сама я недавно приобрела шелкографию Натальи Нестеровой на аукционе и объективно получила работу, по качеству подозрительно напоминающую распечатку на принтере! Как вы понимаете, на этом фоне о поиске тиражной графики на eBay и «Авито» даже речи быть не может. Так что тиражные работы следует покупать только у людей, которым вы можете доверять, и лучше заручиться помощью эксперта.
Есть еще несколько технических нюансов, о которых нужно узнать, прежде чем отправляться за покупками. Как и в случае с любым предметом искусства, обязательно следует проверить провенанс, если покупаете старых мастеров. Кроме того, хорошо, если на работе есть подпись автора: современные художники обычно подписывают произведения, но, например, на тиражной графике Шагала автографа может и не быть.
Второй фактор — степень сложности техники, в которой выполнена работа. Я бы не сказала, что офорты, ксилографии или литографии сильно отличаются друг от друга по цене, а вот гелиогравюры обойдутся дороже.
В цену заложен и тираж. Число копий произведения строго ограничено, и на каждой из них обычно указывают порядковый номер и общее число выпущенных работ. Печатные формы принято уничтожать. Если у художника есть две работы равной сложности, у одной тираж 10 экземпляров, а у второй — 50, то дороже будет произведение с меньшим числом копий. Особую ценность имеет самый последний экземпляр в серии.
В случае со старыми мастерами важна очередность выпуска конкретного экземпляра, особенно это актуально для офортов. Первые оттиски получались более четкими, а по мере истирания формы изображение становилось более размытым, выпадали некоторые детали.
Присмотритесь и к качеству работы. Например, покупать тиражную графику со следами живой плесени точно себе дороже. Другие пятна теоретически можно вывести в хорошей мастерской, разрывы бумаги тоже не делают ситуацию безнадежной, но не рассчитывайте сэкономить на восстановительных работах, если не хотите потерять приобретение.
На случай, если в вашем доме появится тиражная работа, я заранее шлю вам свои поздравления, а заодно и несколько советов о том, как распорядиться своим сокровищем. Важно не только уберечь хрупкую бумагу от прямого света и источников влаги, но и серьезно отнестись к выбору багетной мастерской. Для графики со вкусом сделанное обрамление, качественная бумага паспарту и выбор стекла играют особую роль. Если вам спокойнее хранить коллекцию в ящике стола, то стоит переложить произведения тонкой бумагой, чтобы не повредить красочный слой.
Имеет ли смысл использовать покупку тиражной графики в качестве инвестиций? Это зависит от цены покупки и имени автора. Если проявить терпение, Дюрера и Шагала можно выгодно продать, но покупать работы ультрасовременных художников с таким расчетом не стоит. Так что я предлагаю прислушиваться к сердцу и искать в тиражном искусстве не выгоду, а вдохновение и удовольствие от обладания авторским произведением.
20.12.23, 11:08
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7