На далекой Камчатке — будто другая вселенная: марсианские пейзажи, вулканы, живописные бухты и удивительно богатый животный мир. Увидеть максимум интересного можно, только совместив путешествие сухопутное и морское, ведь до некоторых прекрасных мест просто не добраться по суше. О том, как взобраться на самый высокий вулкан Камчатки, что смотреть в Бечевинке и как убежать от медведя, рассказывают участники экспедиции «Силы ветра» на Камчатку.
В Петропавловск-Камчатский мы прилетели прямым рейсом. Перелет из Москвы занимает около 9 часов, примерно как в Сеул или Бангкок, но приземляешься ты спустя это время в России и испытываешь необыкновенное ощущение бескрайности страны.
Недалеко от аэропорта Елизово есть памятник «Здесь начинается Россия» — один из главных туристических спотов. Медведица держит в зубах лосося, который, по рассказам местных, сначала был силиконовым, но его постоянно воровали, поэтому рыбу пришлось вырезать из камня. За спиной медведицы — панорамы сразу пяти камчатских вулканов, что возвышаются рядом с городом — и за это их прозвали «домашними». Это Арик, Ааг, Корякский (самый высокий), Авачинский и Козельский.
Сам Петропавловск-Камчатский — совершенно простой небольшой город. На центральных улицах стоят дома дачного типа за невысокими заборами, разбиты огороды, остальная часть города — хрущевки. Ресторанов почти нет, достопримечательностей тоже. Мы немного погуляли, а потом залезли на Мишенную сопку, ее западный склон обрывается в Авачинскую бухту, а южный спускается к озеру Култучное. На сопке есть смотровая площадка и метеостанция, а сверху можно посмотреть на секретный военный город Вилючинск, базу атомных подводных лодок. Несмотря на то что официально город считается закрытым, с тех пор как там построили аквапарк, проехать туда можно без пропуска.
На следующий день мы взяли экскурсию на вулкан Горелый, недалеко от Мутновского вулкана. Из Петропавловска тебя забирают на джипе и привозят к подножью. Горелый — классический вулкан, выглядит как конус с многочисленными кратерами. Его высота — 1829 метров над уровнем моря, поэтому даже летом тут лежит снег и дует пронизывающий ветер.
За два часа мы поднялись на самый верх пешком, дорога не требует особой подготовки или экипировки — легких трекинговых ботинок или кроссовок будет достаточно. Наверху открываются просто космические пейзажи, но самым большим впечатлением стало Голубое озеро — кислотный водоем бирюзового цвета с зеленоватым оттенком в самом большом кратере Горелого.
На третий день началась «морская» часть нашего путешествия. Утром мы вышли из бухты Петропавловска и отправились на север. Капитан сказал, что в этом месте можно встретить китов. Мы провели на палубе катамарана два часа, начался дождь, мы уже начали расходиться по каютам, как вдруг увидели огромного кита, который то и дело выпрыгивал из воды. Он показал себя со всех сторон, помахал плавниками, а потом привел друга.
Конечной точкой нашего пути стала Бечевинка — закрытый небольшой гарнизон, секретная бухта, где раньше базировались подводные лодки. В 1990-е всем живущим здесь военным поступила команда сняться с места и уйти. Переселение происходило быстро: жителям разрешили забрать с собой только самое ценное и необходимое, поэтому в опустевших комнатах до сих пор можно найти личные вещи — книги, игрушки, печатные машинки, посуду. В здании школы среди парт и стульев на полу валяются географические карты, портреты Ленина и Маркса, учебники и противогазы, в школьном гардеробе осталась чья-то забытая сменка, а в помещении столовой даже сохранилось немного посуды и мебели.
Сейчас Бечевинка — одно из самых популярных на Камчатке мест для туристов, оно никем не охраняется. Ты просто приплываешь туда, швартуешься где придется и бродишь весь день по заброшенному гарнизону и бункеру, в котором тоже есть что разглядывать. В Бечевинке мы впервые увидели, как наш капитан берет с собой ружье, потому что там велика вероятность встретиться с медведем.
На второй день по пути из Бечевинки мы видели касаток. Наша дорога проходила через мыс Шипунский, где мигрируют косяки рыб, поэтому касатки часто там обедают. Нам повезло увидеть настоящее цирковое представление: касаток было очень много, и они часто выпрыгивали из воды. Наверное, это самое яркое впечатление от Камчатки.
Вечером мы приехали на ночную стоянку в небольшую бухту Моржовая, защищенную от волн и ветра горами. Кинув якорь, мы отправились исследовать японский старый корабль, выброшенный на берег еще в прошлом веке. Как обычно в любой дикой бухте, в Моржовой можно встретить медведя, про которого мы слышали уже который день, но так его и не видели. Капитан раздал нам всем по фаеру, который мы должны были зажечь при виде медведя. Увлекшись исследованием корабля, в какой-то момент мы увидели, как кто-то из нашей команды бежит по берегу с зажженным фаером и что-то кричит. Сначала подумали, что это шутка, но потом поняли, что за ребятами шел медведь. В мгновение мы все оказались на ржавом корабле, к которому медленно приближался зверь. Обычно самый главный совет в таких случаях — громко кричать, стучать, увеличиваться в размерах, но нам встретился медведь-подросток, который никогда не видел людей, абсолютно не боялся, а наоборот, с интересом наблюдал и хотел понять, что мы тут делаем. Медведя испугала только сигнальная ракета, после которой он спрятался в кустах, а мы за это время успели добежать до катамарана и уплыть обратно.
На следующий день за 8 часов мы доплыли с севера на юг до бухты Русская. По дороге встретили дельфинов, а недалеко от бухты — лежбище сивучей.
Во время войны корабли, приходившие из Америки, отстаивались в Русской перед тем, как попасть в Петропавловск. Там есть ржавая баржа, в которой обустроена небольшая рубка, комната отдыха и баня, ими могут воспользоваться все, кто заходит в бухту. Из достопримечательностей — сопка с маяком, а ближе к берегу — еще один старый ржавый корабль и небольшой водопад, рядом с которым живут пятнистые нерпы. Пришвартовались, взяли каяки и отправились на знакомство. Если сивучам все равно, что ты к ним приплыл, то нерпы — очень осторожные и любопытные: они сразу попрыгали в воду, чтобы оттуда наблюдать за нами.
Почти весь шестой день мы провели в море по пути в Петропавловск, а уже на следующее утро продолжилась наша сухопутная программа. Если вы оказались на Камчатке и хотите прикоснуться к тысячелетним огнедышащим горам, прогуляться по космическим склонам и увезти с собой кусочек вулканической породы, самый простой вариант — добраться на внедорожнике до Авачинского перевала в 30 километрах от города. С двух сторон над перевалом возвышаются конусы Авачинского и Корякского вулканов, самых высоких из домашней группы. После несложного подъема туристов ждет красивый вид на Налычевскую долину, Тихий океан и пики других камчатских вулканов. Путь сюда займет не более полутора часов и пройдет через каменистую долину, где живут суслики-евражки и есть участки снега, которые не тают даже летом и выглядят в сочетании с черной вулканической породой безумно красиво.
В предпоследний день мы поехали на Мутновский вулкан. Он находится недалеко от Горелого и считается самым «работящим» на Камчатке. Добраться до него можно за 4 часа на машине от Петропавловска и 1,5 часа подъема пешком по несложному космическому маршруту из ярко-рыжих горных пород. От вас не требуется никакой специальной подготовки для восхождения на вершину. Ландшафт Мутновского — настоящий марсианский пейзаж, а восхождение — целое приключение. Вокруг все постоянно бурлит и дымится, а буквально из-под ног вырываются пары сернистых фумарол. На вершине вулкана, конечно, сильно пахнет серой, и если глубоко вдохнуть, то есть шанс закашляться. В кратере находится кислотное озеро, вода в котором меняет цвет в зависимости от сезона.
Рыбный рынок — главная гастрономическая достопримечательность Петропавловска-Камчатского. Там огромными ведрами продается любая икра — стоит как в Москве, но гораздо вкуснее! На прилавках — много разной свежей рыбы и морепродуктов: гребешки, креветки, осьминоги, крабы, так что зайти сюда определенно стоит! Путешествие мы решили завершить на Халактырском пляже с черным вулканическим песком, там мы взяли уроки серфинга. Это тот самый пляж, где случилась экологическая катастрофа. Вода там абсолютно ледяная, не больше 10 градусов, ноги сводит сразу, но в гидрокостюме довольно тепло. Мы стояли на берегу, смотрели в Тихий океан, представляли карту мира и понимали, что стоим на краю этой самой карты, дальше только Америка. Камчатка — фантастическое место, достаточно безлюдное и от этого еще более прекрасное.