Александра Запоева,
журналистка
В воскресенье, 31 января, многие москвичи гуляли по району Красносельских улиц и Сокольников, а в трансляциях, стримах, тиктоках и твитах помимо хроники полицейского безумия было удивление гуляющих и журналистов, освещающих происходящее: «Что это за улица?», «Где мы вообще находимся?» Журналистка и соавтор телеграм-канала «ну да москва» Александра Запоева рассказывает об истории и архитектуре одного из самых приятных районов Москвы.
Район Красносельский, несмотря на привычные ассоциации, получил свое название не по красному флагу с серпом и молотом, а по средневековому Красному селу. Тут вообще все было «красным»: на месте площади трех вокзалов еще чуть больше века назад был Красный пруд, на берегах которого Петр I казнил стрельцов после бунта в 1698 году. От пруда осталась Краснопрудная улица, а от Красного села — неизобретательные топонимы Верхняя, Нижняя и Малая Красносельские.
Малую Красносельскую вы видели, даже если никогда на ней не были, — ее главное здание нарисовано на фантиках Бабаевского шоколада. Это дом купцов Абрикосовых — до национализации им принадлежала и их именем называлась будущая Бабаевская кондитерская фабрика. А свое новое имя предприятие получило от Петра Бабаева — человека, никакого отношения к конфетам не имевшего, зато работавшего председателем местного райисполкома.
Дом купцов Абрикосовых, Малая Красносельская ул., д. 7, стр. 31
На Верхней Красносельской управление вневедомственной охраны ЦАО отхватило себе деревянный дом 1887 года постройки, тем самым, надеемся, защитив его от сносов.
Совсем рядом — здание бывшей богадельни имении Геера, водочного короля дореволюционной Москвы. Здание очень красивое и абсолютно пустое последние 30 лет — его отреставрировали, но так и не придумали, как использовать.
Еще дальше к парку Сокольники — другая дореволюционная фабрика. Это роскошный модерновый особняк Иоганна Динга, в 1883 году открывшего первую макаронную фабрику в Москве. Макароны здесь, кстати, делают до сих пор.
Особняк Иоганна Динга, 3-я Рыбинская улица, 22, стр. 4
Управление вневедомственной охраны ЦАО, Верхняя Красносельская улица, 14Г
Здание бывшей богадельни имении Геера, Верхняя Красносельская улица, дом 15, стр. 1
Повернувшись направо, можно увидеть, как представления о фабриках и фабричной жизни изменились всего за пару десятков лет. После революции часть земель макаронной фабрики Динга отдали обувной фабрике «Буревестник». Для увеселения рабочих «Буревестника» спроектировали клуб — да какой! Клуб построен по проекту короля русского авангарда Константина Мельникова. Причем даже рабочим фабрики клуб понравился, а, судя по отзывам, они были ребятами взыскательными: «Надо сказать, что рабочие хотят, чтобы клуб сразу отличался от прочих зданий. Клуб должен быть торжественным, он должен радовать как снаружи, так и внутри. Наш клуб этим требованиям удовлетворяет».
Клуб фабрики «Буревестник», 3-я Рыбинская улица, 17
Фото: Игорь Пламин, Flickr
Где-то в этих местах, примерно в начале Русаковской улицы, сто лет назад ограбили главного друга советских рабочих — Владимира Ленина. Это было в 1919 году, слава Ленина была еще не окончательно велика, поэтому грабитель его попросту не узнал. Более того, произошел примерно такой диалог:
— Я же Ленин!
— Черт с тобой, что ты Левин. А я Кошельков, хозяин ночного города.
В глубине района, на улице Гастелло, среди сталинок прячется загородный дворец Елизаветы Петровны. Первый его этаж архитектор Растрелли построил еще в 1743 году, но стараниями Левина-Ленина большую часть XX века в комнатах дворца были коммуналки. Сегодня здесь работает Государственный научно-исследовательский институт реставрации.
Загородный дворец Елизаветы Петровны, улица Гастелло, 44, к. 1
Дача Р. В. Пфеффера
Дом экспедиции калинкинского медо-пивоваренного товарищества, Русаковская улица, 19, стр. 3
И один маленький секрет района. Между Красносельской и Сокольниками, на Русаковской улице, стоит маленький деревянный домик с удивительно лубочным названием: «Дом экспедиции калинкинского медо-пивоваренного товарищества».
Сам район Сокольники называется так понятно почему: царская соколиная охота была на Руси делом настолько важным, что ей заведовал Приказ тайных дел — первая спецслужба России. А в этих местах жили дрессировщики царских птиц — «сокольники». К XIX веку сокольников сменили дачники, причем архитектура дач была максимально разнообразной, вплоть до вот такого дореволюционного Гауди.
В 1959 году в парке Сокольники произошло невероятное для СССР событие — первая американская выставка. В стране строящегося коммунизма показывали достижения капитализма: картины Поллока, машины, бытовую технику и... американскую газировку. Здесь Хрущев впервые вкусил пепси-колы из рук Ричарда Никсона. Своя пепси появилась в СССР только через 20 лет.
Сбежавшие из «Матросской Тишины» заключенные традиционно первым делом направлялись в Сокольнический лес. По пути они могли увидеть:
1.
Загадочный дом 1920-х годов на Стромынке. Не известны ни архитектор, ни первые жильцы, но выглядит он как коттедж из какого-нибудь финского поселка.
2.
Дом культуры Русакова — еще один рабочий клуб архитектора Мельникова. Куда более авангардный и известный, чем клуб фабрики «Буревестник», этот клуб Мельникова критиковали за все подряд — от «буржуазных кривляний» до «трюкачества».
Дом культуры Русакова, улица Стромынка, 6
Загадочный дом 1920-х годов, улица Стромынка, 9
3.
Сокольническую пожарную каланчу, каким-то чудом сохранившуюся с 1884 года.
4.
Красивейшую деревянную лесную школу в Сокольниках (так назывались советские санатории для болеющих детей). Именно сюда ехал Ленин, когда его ограбили на Русаковской улице.
5.
Бандитский центр Сокольников — кафе «Фиалка». С 1940-х годов здесь собирались поужинать московские бандиты. Сюда ходил даже Саша Шорин — известный московский вор-карманник и прототип героя Стаса Садальского из «Место встречи изменить нельзя».
Сокольническая пожарная каланча, Русаковская улица, 26
Деревянная лесная школа в Сокольниках, 6-й Лучевой просек, 21
А теперь ответ на главный вопрос. «Матросская Тишина» называется так буквально из-за бывшего тут дома для матросов-ветеранов, возле которого рекомендовалось не шуметь, чтобы не тревожить престарелых матросов. Вот и получается «матросская тишина».
02.02.21, 13:08
Другие истории
Подборка Buro 24/7