Эксперт аукционного дома Phillips — о прошедшей ярмарке
На прошлой неделе в Вене прошла ярмарка Viennacontemporary, на которой в австрийской столице собралось более ста галерей со всего мира, в том числе и из России. О значении венской ярмарки в контексте рынка современного искусства и художниках, привезенных русскими галереями, мы поговорили с экспертом аукционного дома Phillips Александром Бланарем.
О сходствах с ярмарками Art Basel и Frieze
Ярмарка Frieze проходит с 2003 года, Art Basel — с 1970-х, а Viennacontemporary — всего в шестой раз. Поэтому сложно сравнивать. Могу сказать, что встречаю довольно много знакомых лиц — галеристов, коллекционеров и журналистов, которые ездят на те же Art Basel или Frieze. У Viennacontemporary есть свой уникальный подход — акцент на искусство Восточной Европы. В этом году мы сфокусировались на Венгрии. Это дает возможность открыть для себя новых художников и новые галереи. Для меня ими стали Kalman Szijarto и галерея acb, в рамках которой работает acb Researchlab, где исследуют неоавангард Венгрии.
О параллелях между Viennacontemporary и Cosmoscow
Это две молодые, быстро развивающиеся ярмарки, к которым сейчас есть интерес у международной публики. Надо обязательно следить за тем, как они будут развиваться. Некоторое время и Cosmoscow, и Viennacontemporary определялись с площадками, но теперь закрепили за собой «Гостиный двор» и Marx Halle соответственно. Обе ярмарки помогают российскому и восточноевропейскому искусству найти своего зрителя. У обеих есть свои отличительные черты. У Cosmoscow — благотворительный фонд и аукцион Off white совместно с аукционным домом Phillips, у Viennacontemporary появился свой Cult Tech хакатон. Главные различия заключаются в том, что одна ярмарка проводится в самом сердце Европы, а вторая — в России. Поэтому в каком-то отношении Viennacontemporary легче работать с международными коллекционерами и галереями, нежели Cosmoscow.
О новых галереях из Восточной Европы
Как говорит арт-директор ярмарки Кристина Штейнбрехер-Пфандт, организаторы стараются сохранить баланс и приглашать на ярмарки 30% галерей из Австрии, 30% из Восточной Европы и 30% из остального мира. Благодаря этому ярмарку постоянно поддерживает галерея Thaddaeus Ropac. Мне нравится венская галерея Ernst Hilger, в прошлом году мне очень понравилась художница Ассунта A.A.M., представленная на их стенде. В этом году она познакомила меня с молодым австрийским художником Патриком Шерером. Галерея из Цюриха Clemens Gunzer представляла молодого венского художника Петера Йеллича. Помимо австрийских участников мне запомнилась новая для меня галерея из Копенгагена Mikael Andersen.
О Дмитрии Аксенове и популяризации российского искусства в Европе
70% акций Viennacontemporary принадлежит меценату Дмитрию Аксенову. Помимо ярмарки он основал Российский клуб друзей Зальцбургского фестиваля, при поддержке которого в Зальцбурге было организовано выступление Теодора Курентзиса и оркестра из Перми. Не могу сказать, почему Аксенов выбрал именно Австрию, но благодаря этому у нас в России появляется больше шансов выступить на международной арене и показать себя с лучшей стороны. И Вена — прекрасный город сам по себе, здесь приятно и комфортно. А удобное расположение делает ее точкой пересечения российского и европейского искусства.
О российских галереях на Viennacontemporary: Regina, Iragui и Triangle
В Regina были показаны работы Сергея Браткова, летний душ Владимира Архипова, работы Сергея Зарва и Павла Пепперштейна. Насколько я знаю, у них уже первый день ярмарки был очень успешным, работы этих художников покорили сердца местных коллекционеров. Галерея Iragui была в секции Reflections и выбрала для себя тему эмиграции. У них можно было увидеть работы Ольги Божко, Марии Арендт, Никиты Алексеева. На стенде Triangle были представлены работы Валерия Чтака и молодого художника из Санкт-Петербурга Кирилла Макарова. У галереи pop/off/art были выставлены Ольга Чернышева, Андрис Эглитис, Виталий Пушницкий, Иван Новиков, а также скульптор Игорь Шелковский. Я бы еще отметил стенд галереи Diehl из Берлина, которая тоже показала прекрасных русских художников — Ольгу Чернышеву, Ивана Горшкова, Александру Паперно.
О будущем молодых российских галерей в Европе
Хотелось бы, чтобы присутствие российских галерей и современных российских художников на ярмарках ощущалось еще сильнее, но важно понимать, что это сложная и долгая работа. Галерея Osnova в августе этого года приняла участие в ярмарке Code в Копенгагене, где участвовали Perrotin, Konig, Continua и Ditrrich&Schlechtriem, и все прошло успешно. Мне нравится грузинская галерея Erti, которая в этом году уже успела принять участие в ярмарках Cosmoscow, PhotoBasel и Viennaсontemporary. Чтобы о тебе заговорили и начали интересоваться искусством твоего региона, его надо показывать на международных ярмарках. Так что надеюсь, молодые галереи будут подавать заявки на участие в международных ярмарках, и мы увидим больше российского современного искусства по всему миру.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7