Этим летом художник Дима Ребус показал свою персональную выставку «Нормы инсоляции» в родном регионе — Республике Татарстан. Artwin Gallery совместно с Центром современной культуры «Смена» представили его работы из нескольких серий. Как уверяют организаторы, такая экспозиция позволяет проследить эволюцию смыслообразующих элементов создаваемой художником вселенной. Дима Ребус, начав свою карьеру как иллюстратор, построил достойную карьеру художника, его работы есть в самых важных коллекциях, созданная им вселенная завораживает, влюбляет в себя, заставляет мечтать о новом. Арт-консультант Александр Бланарь поговорил с художником о том, что же такое инсоляция, хорошо ли быть рефлексирующим человеком и бывают ли в его вселенной катастрофы. И решил срочно брать билеты в Казань на выставку, которая идет до 12 сентября.
Идея провести выставку на родине возникла давно, и как-то мы разговаривали с Антоном Беловым (директор Музея современного искусства «Гараж». — Прим. BURO.), и он сказал: «Если хочешь сделать выставку на родине, обязательно присмотрись к центру "Смены", потому что в это место стремятся самые креативные, они задают тон молодой аудитории». Выставка должна была пройти в 2020 году, но она из-за пандемии была перенесена. Это первая выставка на родине, и для меня это счастье. Я всегда хотел сделать что-то в Казани.
Я родом из Набережных Челнов. Это не так далеко от Казани, уехал в 16 лет.
Друзей не было, у меня не сохранилось прежних контактов: в Набережных Челнах я был последний раз 11 лет назад. На выставке были мои родители, для меня было важно, что мама и папа смогли приехать. Гостями занимались организаторы. Среди гостей были руководители республики, которые спросили, почему я уехал и так далее. Я ответил — для получения опыта. И это честно. Без опыта не было бы никакой выставки. Все произошло так, как должно.
Думаю, да. Когда я рос, мир был совсем другим. Если бы тот же энтузиазм, который я встречал у ребят в «Смене», был в моем детстве, я был бы счастлив. Если смотреть на срез молодежи в Казани, там чувствуется свобода, исходящая от них. Даже в Москве я не видел таких персонажей, там все максимально открытые и свободные.
Он, конечно, есть. Разница поколений всегда была, есть и будет. Прекрасно, что изменения есть, и они в лучшую сторону.
Нет, я абсолютно не считаю, что мы потерянное поколение. Мы росли уже в более-менее свободное время. Не было культурных занавесов. Я не был ни в чем ограничен, и то, чем я увлекался в детстве, осталось со мной до сих пор.
Инсоляция — это термин, использующийся в архитектуре. Если своими словами, то это количество попадающего света в наши дома. В советское время ученые, врачи и инженеры объединились, чтобы советские граждане получали нужное количество витамина Д. Это очень гуманная вещь, немного необычная и нехарактерная для тоталитарного режима. Хорошая инсоляция обычно начинается от четвертого-пятого этажа, где крона деревьев уже не создает естественную тень, самая плохая — до четвертого. Люди, живущие на первых этажах, в целях безопасности устанавливают на окна решетки, но не простые, а с изображением солнца. Это поэтичный и красивый момент. Получается некий карго-культ: они не видят солнца, но выстраивают ковку перед окном в его форме.
Даже не знаю. (Смеется.) У меня нет ответа на вопрос: почему придумали решетки в виде солнца и почему они так распространены в бывших странах соцлагеря. У меня много решеток, я коллекционирую и собираю их по всей России и миру. Изображаю их в своих работах, у меня прутья в виде лучей этого «солнца» пронзают здания. Для выставки мы сделали световую инсталляцию, поместив ее на здание «Смены».
Мне близок серийный подход изображения предметов: очень важна последовательность. Есть инсолюционная серия, она основная.
Нет, не только. Но архитектура, конечно, присутствует. У меня есть во вселенной такой герой — металлическое солнце — отождествление реальному светилу и звезде, которое бороздит пространство и дарит всем свет.
Я бы хотел сказать, что перешел на светлую сторону, но это будет неправда. Все, что происходит во вселенной, которую я изображаю, — олицетворение космоса. Он состоит на 60% из темного вещества, своеобразной энергии. Вот эти серии работ о свете и инсолюционная серия, серия с вагончикам и так далее, — это не о светлом понимании морали, а о физическом понятии света. Например, есть персонаж который всегда выстреливает из ракетницы, и тогда зажигается свет. Благодаря этому выстрелу мы видим сами картины и их сюжеты. Поэтому я нахожусь в темном пространстве, иногда позволяя своему персонажу выстреливать светом.
Он был придуман в 2007 году. Выглядел иначе, был более детский, потому что так мне было проще его рисовать. С точки зрения характера, он остался без изменений, потому что он, как космос, остался носителем энергии, ни хорошей, ни плохой. Образ изменился, сейчас он выглядит более уверенно и агрессивно, но это только внешне. Мне нравится, что он меняется, сейчас более пластичный.
Себя я с персонажем не отождествляю.
Нет, это не так. Если уйти в философию, то это некое сверхсущество. Но я не хотел быть им. Я анализирую то, каким бы мог быть мир для меня максимально понятным, и вот создал его. Это персонаж-мир, персонаж-вселенная.
Там, конечно, есть и драмы, и катастрофы, и все, что встречается в моей жизни, поддается анализу и осмыслению. Там и происходят все вещи. Но это моя точка зрения, она максимально субъективная, она авторская.
Я рефлексирующий человек. Не могу сказать, что я очень радостный человек
Не знаю. Мне кажется, я всегда жил спокойно и размеренно, а то, что я живу не самую радостную жизнь, отношусь к этому с пониманием, мне в этом комфортно.
Я не чувствую в себе русскую тоску. Я ощущаю тоску человеческую, интернациональную (смеется), она у всех одна та же в целом. Просто кто-то сидит тоскует в лаптях, а кто-то — с кастаньетами.
Конечно же, есть, ведь мы работаем над этим. Будут переселения на другие планеты, я уверен в этом.
Я очень хочу это застать, космос — огромный источник вдохновения, он дает мне возможность анализировать, он погружает в депрессию и вытягивает из нее. Я очень увлечен космосом и надеюсь, что мы его покорим.
Да, я люблю архитектуру: она про то, как человек выстраивает свое пространство, формулирует его, и я обожаю наблюдать за этим всем. Где бы я ни был, в какой стране не находился, всегда бегу туда, где есть башенный кран. Мне всегда интересно подойти, почитать паспорт объекта, узнать, что там будет строиться.
Это такая обсессивная форма, я не могу туда не пойти, мне будет неприятно туда не пойти. Еще я люблю архитектурные форумы. Это единственная площадка в Сети, где я пишу и общаюсь с аудиторией. Спорю в комментариях, пишу что-то на эту тему в социальных сетях.
Есть и было всегда, но я достаточно уверенно чувствую себя в том деле, в котором нахожусь сейчас, а архитектура — она недалеко и рядом.
Я за год нарисовал работы три большие, серьезные. Большая часть времени в 2020 году ушла на приготовление химических растворов. Я довел до оптимального значения свой фиксатив. С другой стороны, это абсолютно лабораторная работа, у нее нет никакой визуализации. Я не показал слишком много работ, и это плохо для галереи и людей, которые следят за мной. Хорошо, что я создал фиксатив, потому что я много его использую, и много времени уходит на калибровку. Если это большой формат, то калибровать можно до недели.
В плане перерисовки — никогда. Я ошибаюсь иногда в пигменте и концентрации растворов. Трачу много времени на исправление работ, надеясь что-то изменить. Это растягивается, и я в итоге не спасаю картину, а наоборот. Это самое худшее, тогда меня накрывает тотальная депрессия.
Я уничтожаю их пачками! У меня огромное количество утилизированных работ.
Я думаю, это вообще естественный процесс для художника. Если бы я рисовал не профессионально, а по фану, то, возможно бы, ничего и не делал с ними. А я хочу достичь определенного результата в процессе работы, так что если он не достигнут, то от этой вещи стоит сразу избавиться, чтобы она не бесила.
Это сложный вопрос. Я не могу чем-то заниматься полупрофессионально. Я бы не смог пойти в архитектуру сейчас, понимая, что не в состоянии отдавать ей столько сил и времени, чтобы довести до профессионализма. Сейчас я работаю с инсталляциями, вы их можете увидеть на выставке.
В каком-то смысле да. У меня есть серия работ, которая называется «Обсессия», вот она саму себя олицетворяет. В ней надо достичь максимума в том деле, которому я себя посвятил. Это самурайский подход. Я не могу посвятить себя чему-то другому, потому что буду чувствовать неудовлетворение от того, что не делаю то, что должен.
Я даже знаю, что ты сейчас спросишь. Это вопрос про развитие, да?
У меня нет перфекционизма в быту. Он только в творчестве. Оно приносит мне максимальное удовольствие, и такой перфекционизм — это погоня за счастьем. И мне это нравится.
Выставка «Нормы инсоляции» в Центре современной культуры «Смена» в Казани осуществляется при поддержке Министерства культуры Республики Татарстан.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7