Как отмечает Market Research Reports, рынок камер мгновенной печати вырастет до 1,6 миллиарда долларов к 2029 году. Такой спрос создают не только миллениалы, которые ностальгируют по эпохе старых снимков, но и зумеры, почти не заставшие то время, но задающие все последние тренды. Вместо технически продвинутых устройств они выбирают цифровые мыльницы и, конечно, пленочные и полароидные камеры.
Начнем с исторической справки. Первую Polaroid Model 95 Land продали 26 ноября 1948 года в Бостоне. Она сразу же покорила мир, в котором на тот момент не существовало Интернета, фотоаппаратов и телефонов. Неудивительно, что уже к 1956 году компания произвела миллионный полароид, к 1980-м достигла пика популярности, а в 2000-е — обанкротилась, ведь именно тогда рынок заполонили цифровые камеры. Казалось бы, пленка обречена стать не более чем приятным воспоминанием о прошлом, однако в 2011 году бренд вернулся с технически усовершенствованной, а главное, менее габаритной Polaroid Z340. Единственное, что тогда осталось на ее пути, — противостоять набирающей обороты волне телефонных снимков для Instagram*.
В 2000-х пленкой пользовались хипстеры — она была доступнее дорогих цифровых камер, которые только появлялись на рынке. Со временем они становились дешевле и удобнее и в конце концов заполучили большую часть аудитории. Дальше — всем известная история: к середине 2010-x запрещенная соцсеть стала как никогда популярной, а вместе с ней и «плоская» картинка айфона. Именно здесь случился долгожданный выход пленки: искусственность Instagram* надоела людям и выделила уникальный стиль пленочников. Сегодня флер таких снимков вызывает чувство ностальгии и напоминает об эпохе сохраненок во «ВКонтакте», Flickr, Live Journal. Наверное, поэтому я до сих пор на волне — сохраняю эту эстетику, не подстраиваясь под моду.
Я пришла в фотографию в 2009 году, и тогда в моде были сильно заретушированные и пластмассовые лица. Возможно, мой фирменный стиль сформировался благодаря тому, что я самоучка и не имела большого опыта в обработке, поэтому решила не следовать трендам и сохраняла максимально естественный вид кожи. Безусловно, со временем стала использовать пластику и ретушь (трачу на нее максимум 5 минут), но она выглядит органично. Так и получается, что винтажная история сопровождала меня на протяжении всего пути.
Конечно, «московская волна фотографий цвета без цвета», тренд на которую длится уже три-четыре года, только набирает обороты и будет с нами еще долго. Я сама веду второй аккаунт в таком стиле — это очень удобно, ты продумываешь кадр и не тратишь время на ретушь. Если говорить про нишевый рынок, то это пленка и локальные авторы. Считаю, что наш уровень намного выше мирового — загвоздка в том, что они известны только в определенных кругах, а не в соцсетях. Нот всего семь — все уже снято. Мы как литераторы — пишем об одном и том же, но в разном стиле.
Несмотря на то, что reels заполонили все пространство и балом правит фастфудный контент, простота, черно-белые снимки и mood календаря Пирелли станут ведущими трендами (надеюсь, я не просто проецирую свое желание). Кроме того, сейчас развивается направление коллажей и пэчворка — соединяются разные куски фото, все рвется, поверх снимков вставляются надписи и картинки из журналов. В общем, ставлю на две бинарности: простоту, черно-белый и чистые линии с одной стороны и неупорядоченное наслаивание — с другой.
Самым важным при съемке брендов остается отражение их истории и ДНК. Винтажный стиль отлично подчеркивает белье, поэтому чаще всего работаю с этими клиентами. А вот для верхней одежды нужна глубокая и четкая передача оттенков ткани, с пленкой такого не получится — она «лавирует» по цветам. У них становлюсь фотографом бэкстейджей. Это намного интереснее, потому что в этой роли ловишь живые кадры и в то же время не несешь большую ответственность.
Секрет продающего снимка в правильной композиции, грамотности кадра и в продуманности. Здесь нужно помнить: сначала думаем — потом снимаем, никакой скорострельной очереди в 2000 кадров. Вы должны запечатлеть историю, кадр должен рассказывать, как барды в Древней Греции.
Пять-шесть раз я была на Неделях моды в Париже и Милане в качестве фотографа Наташи Османн с проектом Follow Me. Эта встреча случилась в 2019 году: мы были с Натальей Водяновой на одном показе Ulyana Sergeenko. Так совпало, что после шоу вместе вышли из здания и я предложила двум Наташам сделать кадр у классного спота (повезло, что до этого проводила воркшопы в Париже и знала эту локацию). Мы прошли до конца улицы у отеля Shangri-La, посмотрели на Эйфелеву башню — и запечатлели этот чудесный момент.
Моя задача — раскрыть человека и показать его таким, каким его вижу я. Поэтому обращаю внимание на детали, а в съемке девушек в первую очередь сфокусирована на женственности. Многие очень красивые люди резко меняются и столбенеют, когда ты начинаешь их снимать. Настоящее удовольствие получаешь тогда, когда раскрываешь человека и показываешь его таким, какой он есть в реальной жизни — тогда они начинают светиться. Я бы назвала свой стиль винтажной фототерапией.
Очень люблю винтажные теплые и приглушенные цвета в темном ключе. Они отчетливо видны на красном, желтом и голубом. Для меня это про сакральность и кино — что-то из вселенных «Гарри Поттера» и Тима Бертона.
Очень люблю работать с журналами, при этом чаще случается с зарубежными, так как нашим типографиям тяжело печатать фото с шумами — у них едет качество. С главным редактором Re.View у нас полный конект, он принимает и любит мой стиль. Когда мне предложили новую съемку и сказали, что героем будет Влад Лисовец, я сразу же побежала на Pinterest, за пять минут собрала мудборд (героя я видела с цветами изначально). Буквально через десять минут команда Влада ответила «Ок».
Мы собираем группы, в которые входят визажист, стилист, сет-дизайнер, и едем в любую точку мира в компании пятнадцати фотографов, которые хотят научиться снимать еще круче. Есть два направления: выездные воркшопы и соултрипы (в таких поездах я единственный фотограф) — к слову, ближайший будет уже в начале апреля. Мы поедем в Каппадокию, где проведем различные лекции, к примеру, по фототерапии или мобильной съемке, а я параллельно (и непрерывно) буду бегать с пленкой и всех снимать — это отличная практика. С группами мы уже успели съездить в Исландию, Португалию, на Азорские острова, Алтай и не только.
Долгое время я была амбассадором компании Olympus, ездила с ними на международные конференции, но после ухода компании из России в 2020 году перешла на Leica. Тогда моей любимой стала модель Deluxe 7 — она маленькая и компактная. На нее снимаю даже обложки глянцевых журналов, при том что камера считается самой простой из линейки. Мне действительно все равно, на что фотографировать, ведь камера — это продолжение рук. Из пленочных могу выделить Olympus Mju II, Olympus Mju V и Contax G2.
Все зависит от бюджета, поэтому советую идти в прокат и тестить совершенно разные модели. Я училась с флешкой на 56 мг, фотографировала и потом удаляла неудачные кадры.
Есть крутая камера со встроенным ретро-эффектом Paper Shoot. Если честно, я такое не очень люблю — лучше ехать в аналоговый магазин Wonderfoto и брать хорошую пленку, к примеру, Contax G2. Конечно, популярные в последнее время цифровые мыльницы — тоже крутой вариант. Покупаете карт-ридер, вставляете его в телефон и снимаете.
Катя Як @kate_yak
Яна Калина @yanakalina
Ян Югай @yugayyan
Игорь Брехов @igor_brehov
Смотря на работы других, вы точно не потеряете свой стиль. Если он есть, вы его сохраните, а он будет только подстраиваться под тренды. Развивать насмотренность лучше в Pinterest и Flickr. Вбиваете запрос на английском (так намного больше совпадений) и переходите по похожим фоткам. Еще предлагаю делить галерею на папки, в которых добавите отдельно портреты, путешествия, образы, ноготочки и так далее — все же творческим людям во всем нужна структура.
Просто начать — идти туда, где страшно, ведь за страхом всегда есть ресурс. Не бояться быть ассистентом и самому писать брендам, стараться попадать на бэкстейджи.
*Meta признана экстремистской организацией
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7