Самая известная балерина и муза Пьера Кардена: Майя Плисецкая в 10 фотографиях

Сегодня Майе Плисецкой могло бы исполниться 99 лет. Советская и российская балерина более сорока лет оставалась примой Большого театра, первая в стране начала заниматься в боди и, кроме сцен и сердец, покоряла дизайнеров и обложки журналов. Вспоминаем главную балерину XX века в 10 фотографиях.


В балете «Бахчисарайский фонтан» Бориса Асафьева, 1948

Майя впервые исполняет партию Заремы. Ей 23 года, позади — репрессирование родителей, удочерение тетей, артисткой балета Суламифью Мессерер, учеба в Московском хореографическом училище и пять лет в труппе Большого театра.

Принцесса Аврора в «Спящей красавице», 1952

На черно-белом фото, восстановленном в цвете, еще один дебют, но в партии Принцессы Авроры. Примечательно, что первый раз Майя вышла на сцену Большого театра в 1936-м году, будучи еще студенткой училища, тоже в балете «Спящая красавица», но чтобы исполнить Фею Крошку.

В объективе Сесила Битона для Vogue US, 1964

Майя на страницах Vogue уже во второй раз (первый снимал Ирвин Пенн в 1959 году). Шестидесятые стали одним из самых насыщенных периодов в карьере балерины — до этой съемки она побывала на гастролях в Англии, Италии, дважды во Франции и Америке. В одной из поездок ее и запечатлел Сесил Битон.

«Умирающий лебедь» в балете «Лебединое озеро», 1964

«Умирающий лебедь» — пожалуй, самый известный номер Майи Плисецкой. Впервые она исполнила его во время Великой Отечественной войны, когда с семьей находилась в эвакуации в Свердловске. Тетя Суламифь изменила оригинальную хореографию Михаила Фокина специально — чтобы показать безупречную технику и пластичность рук Майи.

В объективе Ричарда Аведона для Vogue US, 1966

В 1966-м Плисецкая в третий раз оказалась с гастролями в Нью-Йорке. Тогда Ричард Аведон и сделал самую культовую серию фотографий балерины для Vogue. Часть снимков — в образе с перьями, другая — с пышной прической и в движении.

На съемках фильма «Анна Каренина», 1967

Раньше Майя снималась в кино, но в фильмах-операх и фильмах-балетах. Теперь же она впервые исполнила роль, а не партию княгини Бетси Тверской в «Анне Карениной» Александра Захри. Фото сделано в гримерной «Мосфильма». Спустя несколько лет балерина выберет произведение Толстого и для своего балетмейстерского дебюта.

С мужем Родионом Щедриным, 1970

Майя и композитор Родион Щедрин поженились в 1958 году и прожили вместе до самой смерти супруги. Щедрин посвящал ей музыку, вместе они работали над балетами «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой» и «Кармен-сюита». Этот снимок пары сделан Сергеем Берменьевым во время поездки в Сидней.

С Ивом Сен-Лораном, 1971

Знакомство Майи с дизайнером случилось благодаря Лиле Брик. Балерина произвела впечатление на Сен-Лорана и даже вдохновила его на создание нежно-розового полупрозрачного платья для балета «Гибель розы», поставленного Роланом Пити. Плисецкая выступила в нем в 1973-м.

В балете Цезаря Пуни «Конек-Горбунок», 1972

Майя оставалась прима-балериной Большого театра до 65 лет и продолжила танцевать после, хотя и жаловалась, что балет испортил ей суставы. На фото она исполняет партию Девицы в постановке Артура Сен-Леона.

Манекенщица у Пьера Кардена, 1987

Завершим, не побоимся этого слова, главным дизайнером в жизни Майи — Пьером Карденом. Их дружба и сотворчество начались в 1971-м, во время ее турне по Франции, и длились 45 лет. За это время дизайнер успел создать более ста костюмов для балерины. На фото Плисецкая демонстрирует новую коллекцию Кардена в качестве модели.

Ева Эль-Байаа

20.11.24, 9:46