С 25 октября на различных площадках Москвы пройдет международный и мультиформатный фестиваль документального театра Brusfest. История док-театра, который пристально исследует и фиксирует реальную жизнь, началась в 1920-е одновременно в СССР, где появился агитационный коллектив Бориса Южанина «Синие блузы», и в Германии, где Эрвин Пискатор стал экспериментировать, вставляя документальную хронику в свои постановки. Одной из причин его возникновения становятся жуткие последствия войн, которые заставили человечество задуматься, как такое возможно. У документального театра есть важная терапевтическая функция, помогающая пережить и буквально проговорить шок от пережитых цивилизацией потрясений.
Brusfest посвящен памяти актера, режиссера и педагога Дмитрия Брусникина, умершего в 2018-м. В Школе-студии МХАТ Дмитрий Владимирович стал основным практиком техники вербатима, с помощью которой происходит трансформация интервью и документальных свидетельств в театральное действо — драматическое, музыкальное или пластическое. Он особенно ценил потенциал документального театра для развития искусства будущего и использовал вербатим для изучения социальных проблем вместе с студентами — теперь они известны как брусникинцы. «Думаю, что пока человек жив, он будет анализировать. Важно наблюдение, стопроцентное наблюдение. От взгляда до жеста, до манеры говорить», — говорил Брусникин.
Спектакль Александра Вартанова по «Азбукам» культового поэта и художника Дмитрия Пригова
Совместный проект фестиваля «Территория» и «Brusfest», который показывает театр, выходящий за пределы привычного зала и осваивающий городские пространства — парки, вокзалы, кафе, библиотеки и даже заброшенные здания. В нем составленные в алфавитном порядке изречения Пригова, с одной стороны, являют пример организованной структуры речи, а с другой — всем своим устройством эту организованность разрушают. На этом сопротивлении построено действие, которое развернется в самых разных локациях парка — на открытом воздухе и в помещениях «Зарядья».
Спектакль-«бродилка» Сергея Чехова («Один театр», Краснодар)
Постановка сложена из комбинации нескольких сцен и локаций подвальной площадки здания «Нового пространства» Театра наций. Главным действующим лицом становится зритель: четыре группы по 15 человек ходят по различным помещениям, так что у каждой — свой сценарий. «Жизнь мертвецов» сочинялась без опоры на текст. Спектакль предлагает путешествие в область неизвестного для разговора о смерти и ее природе; о том, как пугающее, но такое реальное и неизбежное находится в непрекращающемся диалоге с нашей жизнью.
Еще один спектакль Сергея Чехова с музыкой, словом и сценическом действием
«7 самураев» — не что иное, как документальная опера, состоящая из серии интервью участников команды, которые поделились друг с другом своим опытом, чувством и мыслями, а в результате — и со зрителем. Каждый спектакль уникален, так как слова и звуки, которые произносят актеры на сцене, с помощью современных технологий в режиме реального времени превращаются в музыку.
Спектакль Дмитрия Волкострелова для площадки «Один театр» в Краснодаре
Тут тоже каждый следующий вечер не похож на предыдущий, потому что театральное действо напрямую зависит от последней игры футбольного клуба «Краснодар». В основе спектакля, повторяющего структуру матча, — интервью жителей города и тех, кто профессионально связан с футболом. Артистам каждый раз предлагается спонтанно сымитировать чужую речь так, чтобы она выглядела максимально узнаваемо и правдоподобно.
Действо с привлечением аватаров поэтов Немирова, Родионова, Гузели, Емелина, Данилова, Манаева
В рамках Brusfest пройдет публичный пленум товарищества мастеров искусств «Осумасшедшевшие безумцы» (далее — ОСУМБЕЗ). Читка-акция документальной пьесы про рождение, жизнь и смерть литературного объединения ОСУМБЕЗ, созданная молодежной поэтической студией при Центре Вознесенского и Отделом боли «Театра.doc», состоит из баек о жизни, смерти, поэзии и алкоголе, стихов и других увлекательных составляющих. Драматург — Рина Денисова, режиссер — Надя Тропилло.
Пластический спектакль Дины Хусейн и Анны Гарафеевой
Это еще один совместный проект фестиваля «Территория» и Brusfest. Самый привычный, важный и при этом незаметный жизненный процесс — дыхание — отражает любые изменения эмоций и физического состояния человека, связывая людей в едином пространстве планеты. Особенно актуальной эта идея стала именно в 2020 году в связи с пандемией.
Жизнь художницы Алены Киш из окрестностей Слуцка
Спектакль из Минска (режиссер — Александр Марченко) расскажет зрителям о жизни белорусской художницы-самоучки Алены Киш. Через образ конкретной личности проявится портрет целого социума, времени и поколения.
Тело как пространство для кукольной постановки
Проект из Финляндии — уникальное сочетание кукольного и пластического театров. Актуальная социальная повестка — история беженцев — разыгрывается крошечными игрушками прямо на телах авторов спектакля — Исмаэля Фалке и Сандрины Линдгрен, колени и спины которых оказываются заснеженными вершинами или бесконечными пустынями на пути скитальцев. Такая незаурядная театральная игра с масштабами особенно ярко подчеркивает хрупкость человеческих жизней.
Спектакль будет показан онлайн. После окончания состоится обсуждение.
Что было написано в период коронавируса
Специально для фестиваля Brusfest драматург и педагог Михаил Дурненков со студентами Школы-студии МХАТ подготовят читки пьес, написанных в эпоху пандемии, объединенных в цикл с таким названием. Концентрация на попытке художественно осмыслить наш сегодняшний день — док-театр в действии. Возможно, вы станете первым слушателем текстов, которые точно войдут в историю.
Мастер-классы по актерскому образованию
Совместно со Школой-студией МХАТ фестиваль проводит серию занятий для профессионального сообщества — для педагогов театральных вузов России. Цель программы — поделиться новейшими методами и техниками актерского образования: вербатим, сторителлинг, иммерсивный театр, партиципаторный театр, инклюзивный театр, сайт-специфик, театр-променад, перформанс, инсталляция и другие. Театр всегда отражает новое время, а новому театру нужен новый актер.
Проект с участием людей без опыта актерских выступлений
Режиссер Борис Павлович и драматург Элина Петрова придумали проект-спектакль, в котором каждый зритель сможет познакомиться с одной из историй горожан на тему «Как я выжил». Люди без опыта актерских выступлений предъявят себя миру в различных пространствах города — кафе, библиотеках, магазинах и музеях спальных районов Москвы, чтобы найти тех, кто готов выслушать их откровение.
Музыкальный перформанс Жени Беркович
Здесь смело говорят о неутихающей проблеме ксенофобии, как о чуме, преследующей цивилизацию весь период ее существования. События, описанные в древних канонических текстах, переплетаются с документальными свидетельствами новейшей истории, создавая особый сюрреалистический мир вне времени и пространства.
Презентация книги о Брусникине
Это смыслообразующее мероприятие фестиваля, посвящение Дмитрию Брусникину. Одноименная выставка прошлого года не оставила посетителей равнодушными, и Brusfest-2020 презентует по мотивам выставочного проекта исследование и арт-объект авторства художницы Ксении Перетрухиной в виде уникального издания.
Радикальное погружение в классику
Спектакль Григория Добрыгина, в котором зрителям предоставляются роли музыкантов в оркестрах величайших дирижеров современности. Каков оркестр — такие и музыканты. Любые барьеры и стереотипы о классической музыке рухнут, и шанса остаться в стороне не будет.
Иммерсивный спектакль-выставка Шифры Каждан, Ксении Перетрухиной, Леши Лобанова и Ксении Мун
Птица — символ души, свободы и других прекрасных категорий и понятий в культуре, при этом птица — блюдо на столах почти в каждой семье. Как это возможно? Внимание фокусируется на истории взаимоотношений человека с целым классом живых существ, где первый часто проявлял себя истребителем вторых. «Университет птиц» ставит экологический вопрос ребром, давая слово проигравшей в войне стороне — птицам.
Экология промышленных городов и сознания их жителей
Что объединяет города, страдающие от промышленной загазованности, и горящие леса? Танцевальный спектакль хореографа Алексея Нарутто пытается ответить на этот вопрос, исследуя историю Красноярска. Культ производства и «выгорание» как следствие стали пластическим перформансом, телесно и драматургически исследующим феномен «черного неба» в локальном и глобальном форматах.
То, что всех нас тревожит
Постановка Дмитрия Соболева — попытка понять не то, каким будет будущее, а то, кто станет этим самым будущим. Зрители услышат монологи молодых людей, которые делятся своими личными проблемами, желаниями, страхами, взглядами на политику и происходящее в мире. Важно, что актеры не играют готовый спектакль, а транслируют в живом времени текст, интонации, дыхание того человека, чей голос они тут же слышат в наушниках.
Читки пьес, определивших состояние актуального театра
Важный проект фестиваля под кураторством театроведа Анны Банасюкевич. Особенную популярность документальный театр приобрел благодаря буму нулевых и десятых годов. Пьесы этого времени прозвучат в театре «Практика» для попытки взглянуть и прочувствовать ушедшее время, сравнить его с сегодняшним и таким образом понять что-то о нашей действительности.
Стендап драматических артистов
Знакомство студентов ГИТИСа Мастерской Кудряшова со стендап-комедией, ставшее эскизом концерта. Режиссер Григорий Добрыгин рассказывает, что во время ковид-каникул он предложил студентам написать стендап на тему «Я и моя семья в карантине». Пару раз в неделю они встречались по зуму и в итоге отобрали лучшие тексты. После карантина студенты отправились в московские клубы и бары на «открытые микрофоны» обкатывать программу. Проверка материала на зрителе была обязательным условием для участия в концерте.
Что происходит с профессиями
Результат исследования Четвертой промышленной революции студентами Школы-студии МХАТ под руководством педагогов курса, режиссеров Юрия Квятковского и Анастасии Великородной. Используя инструментарий документального театра, студенты взяли интервью у людей, чьи профессии сегодня исчезают, а также у представителей новых, только-только появившихся специальностей. Таким образом, глобальный процесс «сдвига тектонических плит» технологий, меняющих реальность и жизнь вообще, становится детально виден будто под микроскопом.
Автобиография драматурга в большой форме
Опера для женского вокального ансамбля и драматической актрисы становится порталом в пространство личных воспоминаний. Композитор Анна Поспелова, драматург Элина Петрова, режиссер Филипп Виноградов.
Вербатим в масках по мотивам интервью студентов мастерской Сергея Женовача
Актеры играют спектакль в масках, которые сами придумали и сделали вручную. Это не классические и не портретные маски, и выглядят они абсолютно фантазийными. Скрывая под ними лица, артисты достигают большей степени отстраненности. Так вырабатывается новый язык документального театра — масочный вербатим. Режиссер Александр Коручеков.
Другие истории
Подборка Buro 24/7