«Каждый спектакль может стать последним»: Андрей Гордин — о режиссуре и ответственности быть частью знаменитой династии

На правах информационного партнера театрального проекта «Неснятые сценарии»‎ в Центре «Зотов»‎ продолжаем знакомить вас с его лицами, но теперь — подробнее. Новая читка, новый режиссер, новое интервью. Открывает серию материалов Андрей Гордин, чью постановку «Требуется доказать» по первому сценарию оскароносного режиссера и по совместительству дедушки Андрея Владимира Меньшова можно увидеть (а главное — услышать) уже завтра и послезавтра. И больше, вероятно, никогда.


Андрей, начнем чуть издалека. Чаще зритель мог видеть тебя на сцене, в спектаклях Мастерской Брусникина. Как давно ты пересел в режиссерское кресло, а главное — почему тебе это интересно?

На самом деле, всегда интересовался режиссурой. Еще учась во МХАТе, часто помогал однокурсникам с этюдами, разбирал с ними текст и предлагал интересные ходы. В Школе-студии нет режиссерского факультета, но педагоги всегда поддерживают попытки студентов попробовать себя в чем-то, выходящем за рамки профильного образования. Так, например, на четвертом курсе я поставил моноспектакль «Сон смешного человека», который потом еще полгода шел в Учебном театре. Постановка родилась из этюда — на втором курсе делали показ по Достоевскому. Тогда Брусникин (Дмитрий Владимирович Брусникин (1957 — 2018) — мастер Андрея в Школе-студии МХАТ. Выпуск 2019 года — Прим. BURO.) сказал делать спектакль, поверил в меня. К сожалению, финальную версию мастер так и не увидел. После выпуска я продолжил ставить, а в 2022 году закончил первый короткометражный фильм, который показали на фестивале «Короче», — называется «Тук-тук-тук». Кино я полюбил раньше, чем театр, поэтому сейчас пытаюсь развиваться и в том, и в другом направлении.


Теперь ближе к делу. Как тебя нашел проект «Неснятые сценарии»? 

Тут забавно получилось. В начале года сам вышел на Центр «Зотов» и предложил сделать совместный проект, связанный с кино. И оказалось, что ребята в тот момент как раз искали режиссеров для очень похожей истории — это и были «Неснятые сценарии». Видимо, как говорил мой дедушка, судьба протянула руку.


Твоя читка личная и особенная — взял сценарий любимого не одним поколением режиссера и по совместительству своего дедушки Владимира Меньшова. Что это за текст и когда ты его для себя открыл?

В прошлом году искал новые сценарии и пьесы для того, чтобы снять по ним фильм или поставить в театре. Узнав об этом, бабушка (актриса Вера Алентова — Прим. BURO.) принесла сценарий «Требуется доказать». Я был удивлен: дедушка никогда о нем не рассказывал. Как позже выяснилось, это был первый написанный им сценарий. Когда читал его, буквально слышал дедушкин голос, его интонации. И все же не совсем понимал, что можно сделать с этим текстом. Ровно до тех пор, пока не узнал о проекте «Неснятые сценарии». Тогда-то все и сошлось.


А груз ответственности чувствуется? 

Да, конечно! Очень волнуюсь. В Центре «Зотов» этот текст прозвучит впервые. Очень не хочется упасть в грязь лицом. Но я приложу все усилия, чтобы получилось достойно.


Расскажи самый ценный совет, который получил от дедушки.

Когда выбирал, куда поступать после школы, то почему-то думал, что мне надо идти на сценариста или киноведа. И именно дедушка сказал поступать на актерский факультет. Он считал, что актерская школа может много мне дать, и оказался абсолютно прав. Четыре года обучения в Школе-студии МХАТ кардинально меня изменили. Не знаю, где я был бы сейчас, если бы не прислушался к нему тогда.


Хотел бы, чтобы фильм по сценарию «Требуется доказать» все-таки был снят?

Сложно сказать. Ни один сценарий не существует в вакууме, его всегда окружает контекст, который невозможно игнорировать. В сценарии «Требуется доказать» есть много вещей, которые сейчас воспринимаются не так, как в 1970 году. Многие из них требуют переосмысления, а значит — переписывания. Но получается, что тогда это будет уже другой сценарий.


С кем решил создавать постановку — как выбирал актерский состав?

Участвовать в читке позвал друзей. Мне очень важно работать с людьми, которых знаю, — это позволяет сразу давать точные задачи. Некоторые люди не смогли присоединиться к нам из-за занятости, но я доволен тем, какой состав в итоге у нас собрался. Самое главное, что это люди, которым я доверяю. Без доверия ничего никогда не получается.

В каждом фильме крайне важна музыкальная составляющая. Кому доверил звуковую часть грядущей читки?

За музыку в нашей читке отвечает мегаталантливый композитор Антон Силаев. Тут снова вмешалась судьба: Саша Горчилин (идейный вдохновитель и худрук проекта «Неснятые сценарии» — Прим. BURO.) случайно попал на одно из его выступлений, где тот в одиночку создавал музыку, буквально извлекая ее из растений. Когда узнал об этом, тут же захотел поработать с Антоном. И, как оказалось, Антон даже работал с моим дедушкой, когда писал музыку к сериалу «Москва, центральный округ». Вот так вот: все не случайно!


Как относишься к тому, что все читки проекта зрителю показывают всего однажды — это ведь большой труд целой команды?

Мне кажется, это, наоборот, делает событие более особенным и ценным. Театр вообще существует только здесь и сейчас, каждый спектакль может стать последним. И актерам надо так же к нему относиться, выходя на сцену. Только тогда они будут по-настоящему включены в процесс.


Какого зрителя хотел бы видеть на читке, если описать в трех словах?

Открытого, умного и с хорошим чувством юмора.

Екатерина Краюхина

21.06.24, 11:35

  • Фото: Александр Калинин