Как текстиль становится искусством. Рассказывают художники «Открытых студий "Винзавода"»

Текстильное дело — одно из древнейших и важнейших для человека. И нет ничего удивительного в том, что ткани использовались и используются для создания произведений искусства. Вышивка, вязание, шитье, макраме, коллажи — современные художники могут выражать свои идеи множеством способов. Узнали у участников восьмого сезона «Открытых студий "Винзавода"», как они работают с текстилем и за что его любят.


Анастасия Ковалёва


В своих работах я часто использую текстиль. В нем есть тепло и человеческое присутствие, которого, например, я не ощущаю в мраморе. И хотя текстиль — отличный способ передать телесность, всегда есть опасность скатиться в костюм. Я часто украшаю свои объекты жемчугом или бисером. Для меня это про сакральный след в культуре.

Нередко использую бархат, жемчуг и бисер природных цветов. Мне нравится, что, с одной стороны, это отсылает к классическим костюмам, старой живописи, красивым украшенным алтарям, а с другой — к природному камню и живой материи.

Идея рождается интуитивно. Обычно приходит образ, который я хочу воплотить, потом понимание того, что он значит и как донести это до зрителя. Основной темой моих работ является «другой» — тот, через которого мы формируем собственный образ и свою идентичность. И больше нас пугает именно тот другой, который ближе всего к нам. Поэтому для меня так важны деформации, мутации или любые отклонения от нормы…

Я решила, что «Открытые студии» будут отличным поводом для эксперимента и выхода к большим объемам. Сейчас я пытаюсь найти ужасное в красоте и обращаюсь к образу, близкому к мощам. Последние пару лет показали, насколько хрупкой и уязвимой может быть жизнь. Хочу посмотреть на привычное тело с другой стороны и сейчас ищу этому форму.


Татьяна Прыставка


Я не так давно увлеклась шитьем, в основном шью на швейной машине абстрактные фигуры. Честно говоря, это прямо открытие этого года. Пока что я только изучаю этот метод, но чувствую большой потенциал. Больше всего ценю тактильное разнообразие тканей и различных материалов, которые можно сшить на машинке.

В текстильных работах я иду скорее не от идеи, а от материала. Сопоставляю разные фактуры, но пока что скорее в виде эксперимента. В отличие от керамики, с которой я уже много экспериментировала и при работе с которой концепция чаще приходит первой, а уже потом находится образ в материале.

Чаще всего я ставлю перед собой задачу перевернуть какие-то привычные паттерны в абсурдном или ироничном ключе. Темы подбираются сами, обычно они просто не выходят из головы. Использую в основном чистые цвета, градиенты, простые формы, сетки, отсылающие к компьютерной графике.

В «Открытых студиях "Винзавода"» я работаю над керамическим проектом, который придумался на фоне массовых переездов в начале весны. Использую кафельную плитку. Беру за основу ветхие, временные образы. Исследую понятие дома как приписывания себе пространства.


Катика


Я долго училась быть художником и параллельно вязала крючком — это было хобби. На последнем курсе художественной академии решила скрестить эти два луча. Произошел взрыв пространственно-временного континуума, и вот я вяжу картины.

В основном мои работы — ироничные размышления над прошлым и популярным. Секс, религия, Glitché (как прием). В портретах мне удается больше выложиться. «Всё связано» — это лейтмотив всего, что я делаю как в прямом, так и в переносном смысле. Отсюда серии «Привязанность», «Родственные связи», работы про космос, шибари, навязанные обществом идеалы.

Сначала у меня появляется идея. Я записываю ее, далее рисую эскизы, раньше делала это на бумаге или холсте, а теперь на планшете. Потом крашу пряжу и вяжу.

Сейчас я доделываю картины про 90-е и начинаю погружаться в проект «Спящие». «Спящие» — это серия работ, в том числе портретов людей, которые уже не проснутся.


Василиса Лебедева


Я работаю с различными материалами. Сейчас в основном использую войлок. Начала с ним работать благодаря прошлому опыту работы дизайнера одежды — у нас с сестрой был бренд одежды Sisters With Love. Во время карантина материалов особо не было, а у меня был огромный шкаф с тканями. Он мне очень пригодился. Так появился проект She — шитая ростовая кукла с одеждой. А когда появилась идея работы «Коконы» для выпускной выставки в ММОМА, то знание технологии и конструкции помогло понять, что лучше всего для нее подойдет войлочное полотно — его я шила по разработанным лекалам. Сейчас в основном работаю методом «наколки», но полотна сшиваю вручную — для меня в этом больше истории, связи с травмами и архаичным трудом.

Сначала я рисую эскиз, обычно он получается достаточно четким. И дальше я понимаю, из каких материалов и по какой технологии его лучше воплотить в жизнь. Конечно, практика вносит свои изменения, но, как правило, любая «проблема» в итоге работает на проект и на его глубину. Для меня важны темы осознанности, личной истории, отношений между людьми, жизни души.

Я полностью погружена в подготовку своей первой персональной выставки, которая должна пройти в галерее 30/7. Очень этого жду: бегаю между мастерской, магазинами, гончаркой и сварочным цехами. Иногда сплю. В «Открытых студиях» занимаюсь разработкой керамических форм, войлочными объектами и работой с пластиком.


Кирилл Манчунский


Мне нравится в текстильных работах сочетать новые супермодные итальянские ткани, допустим, с ретротекстилем с блошиного рынка. Этот контраст придает готовым работам особый вид. Еще я использую советские скатерти, гобелены, наволочки, простыни, банные шапки, рокерские футболки.

Помимо работы с текстилем, я выжигаю по дереву и начинаю изучать керамику. Планирую делать керамические вазы методом шликерного литья. Мои работы про бытовые, смешные, нелепые, выдуманные ситуации. Никаких глубоких смыслов в них нет. Это развлекательный контент.

22.08.22, 12:16