Раньше получение одной профессии на всю жизнь было наиболее частым жизненным сценарием. Сегодня дела обстоят несколько иначе. Особенно для тех, кто интересуется искусством в широком смысле этого слова. Так, в Москве и Петербурге есть сразу несколько образовательных проектов, которые готовы делиться знаниями в атмосфере полной свободы и творчества: институт «База», Мультимедиа Арт Музей, платформа «Синхронизация» и арт-школа Masters, которая не так давно открыла филиал на Патриарших прудах. Поговорили с преподавателями и выпускниками последней о том, как обстоят дела с арт-образованием в России.
генеральный директор ярмарки blazar, соучредитель галереи Sample, лектор арт-школы Masters
В нашей стране арт-образование остается достаточно слабым. Классические вузы МГУ, РГГУ, СПбГУ выпускают искусствоведов, которые приходят работать в музеи, галереи и фонды. Менеджерских навыков часто они не имеют. При этом для реализации себя как арт-специалиста важно обладать навыками работающих профессионалов индустрии — продюсеров выставочных мероприятий, арт-менеджеров, директоров галерей, музеев и фондов.
Думаю, образовательные платформы могут восполнить этот пробел.
Учиться можно всегда, а столкнуться с реальными профессионалами в области искусства — уникальная возможность. Мне как преподавателю арт-школы важно честно и прозрачно рассказывать о том, как устроены мои проекты. Говорить о подводных камнях. Хочется, чтобы люди, которые получают образование, знали, с чем они столкнутся на практике.
В рамках работы на арт-рынке стараюсь разрушить стереотип о том, что настоящее искусство не может быть коммерческим. Произведения эпохи Ренессанса были созданы на деньги меценатов, но это не умаляет заслуг Леонардо да Винчи, Микеланджело и других выдающихся художников. В мировой практике большие бизнесы всегда поддерживали культурные институции. Хочется, чтобы и в России двигались в этом направлении.
арт-терапевт, выпускница арт-школы Masters
У меня есть опыт обучения в Санкт-Петербургском государственном институте культуры на факультете музееведения (с 2012 года стал частью факультета мировой культуры. — Прим. BURO.). В СПбГИК мне дали хорошие академические знания, но форма подачи материала не всегда была комфортной: преподаватель вещает на большое количество людей, плюс есть определенные правила общения. В этом плане арт-проекты работают совершенно по-другому принципу и дают новый опыт. Например, в Masters разборы актуальных событий мира искусства мы проводили за чашкой кофе, без стеснения. У меня была возможность общаться напрямую с педагогом и задавать любые вопросы. За время обучения получилось освоить новые инструменты подачи информации и преподавать по-новому — легко, ясно и без выстраивания сильной дистанции между абитуриентом и мастером. Сегодня использую полученные навыки в работе арт-терапевта.
директор галереи Serene, коммуникационный директор фонда Ayarkut, преподаватель арт-школы Masters
Считаю, что в арт-обучении нужно моментальное погружение в индустрию. Хорошо, когда студенты приходят осознанно и с пониманием, зачем им нужно образование. Мне важно слышать вопросы и дискутировать со студентами, придерживаясь принципов открытости и диалога. Со слушателями курсов я делюсь своим опытом и рассказываю о том, что делал сам. Уверен, в период обучения среда имеет огромное значение. Когда находишься в дружелюбной атмосфере, тебя окружают искусство и приветливые люди — учиться приятно. Уверен, что не все знания должны даваться через боль. К сожалению, пока классическое образование только на пути выстраивания новых взаимоотношений со студентом, а вот образовательные проекты уже давно работают по этому принципу.
продюсер, выпускница арт-школы Masters
В Masters я пришла за курсом по истории искусств. Материал читали эксперты арт-индустрии, которые прямо сейчас организуют выставки, биеннале и конференции. То есть я оказалась сразу в нужном месте и с нужными людьми, имеющими не теоретические, а практические знания. Актуальные знания. Мне нравится, что в школе достаточно свободная и демократичная атмосфера. Можно встретить единомышленников — как в лице других слушателей курса, так и среди преподавателей.
основательница PR-бюро Vesnaskoro, преподаватель арт-школы Masters
Сегодня в сфере культуры особенно важно проектное мышление — умение комплексно оценивать задачи, планировать их решение, видеть картину в целом и понимать, из чего состоят конкретные шаги. Для этого необходимо разбираться в разных сферах — от продюсирования до пиара.
Я преподаю курс «PR в сфере культуры и искусства». В процессе обучения делюсь своим опытом, рассказываю о собственных проектах и о том, как сформировать имидж и выстроить системный подход к продвижению. Со слушателями курса делюсь тем, что обычно остается «внутренней кухней». Это формирует у них представление об этапах реализации проекта и роли каждого в этом процессе.
Образование — это очень творческий процесс. Главная задача преподавателя заключается не только в том, чтобы дать системные знания, но и вдохновлять. Masters — «окно в Санкт-Петербург» и место, где уживаются глубина, нестандартность и открытость.
Другие истории
Подборка Buro 24/7