О теме гендера мы теперь говорим не только на феминистично ориентированных порталах, но и в музейных стенах. Для искусствоведов и кураторов это станет одним из главных ноу-хау на ближайшие пару лет. В то время как нью-йоркский МоМА представляет выставку послевоенных абстрактных художниц, редакторы «Википедии» активно добавляют статьи о женщинах в раздел «Искусство». И хотя имена Берты Моризо, Сони Делоне, Джорджии О'Киф, Гертруды Стайн и Пегги Гуггенхайм были известны широкому зрителю, до 70-х мы едва ли могли говорить об активной роли женщин в мире искусства.
Речь как о художницах, так и о коллекционерах: их явное присутствие на арт-орбите начинается параллельно с развитием феминизма и перформативными практиками. Понять наносящую себе раны Марину Абрамович куда проще в контексте социальных изменений и непростой биографии, к которой она то и дело привлекает внимание. Впрочем, и сегодня в списке топовых проданных работ значится только имя Яей Кусамы, которая недавно занялась строительством собственного музея.
Среди перечисленных художниц нет уже порядком забытой Джозетты Фиорони, представительницы итальянского поп-арта. Для любителей моды Фьорони известна прежде всего как художница, сотрудничавшая с Марией Грацией Кьюри еще во времена Valentino. На самом деле расцвет творчества Фьорони относится к 60-м, а представленные на новой выставке ММОМА работы отлично коррелируют с образами итальянского неореализма — черно-белыми фильмами Феллини и Антониони. В те времена Фьорони выставлялась в римской галерее La Tartaruga и дружила с современниками, придерживающимися близкого жанра, — Раушенбергом и де Кунингом, а также Саем Твомбли.
Сейчас Рим сложно назвать меккой современного искусства в широком смысле слова, а для итальянского искусства 60–70-х скорее важны близкие к минимализму участники «Арте Повера», чем искусство поп-арта. Тем не менее фигура Фьорони остается яркой и заметной — цены на Sotheby's и Christie's на ее работы в последние три года выросли в несколько раз, на нью-йоркском Frieze она возродила свой перформанс 1968 года La Spia Ottica, а выставки работ путешествуют по всему миру — наконец их можно увидеть и в Москве.
Искусство Фьорони — не про остросоциальные проблемы, а про личные переживания, среди которых зритель сталкивается с любовью, одиночеством и быстротечностью времени. Последнее художница явно ощущает: сейчас ей 85, но она продолжает следить за новаторскими идеями и трансформациями. Это можно заметить и из ее эстетики: голова Венеры с картины Боттичелли напоминает по своей манере Бэнкси, хотя относится к 1967 году. Работу того же времени «Отсюда к вечности» и вовсе можно перепутать с одним из граффити художника. Если ваши представления о поп-арте все еще ограничиваются Уорхолом и Лихтенштейном, то познакомиться с творчеством Джозетты Фьорони, безусловно, стоит.
Выставка «60-е в Риме» откроется 6 сентября в Московском музее современного искусства на Петровке.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7