В Музее русского импрессионизма выставляют «Отличников» — работы забытых русских художников, которых вместе с Репиным, Поленовым и Кустодиевым награждали заграничной путевкой за блестящую учебу. Именно о малоизвестных мастерах, их картинах и европейском влиянии на русскую живопись рассказывает эта экспозиция — и наш материал.
Щербиновский родился в Саратовской губернии и по приезде в Москву серьезно увлекся живописью: тесно общался с Левитаном, Коровиным и Серовым, посещал рисовальные вечера в мастерской Поленова. По настоянию последнего поступил в Императорскую Академию художеств, быстро стал всеобщим любимцем и одним из самых выдающихся учеников Академии 1890-х годов. Щербинский окончил учебу в 1896 году и сразу же получил свою путевку в Европу. Через два года командировку продлили еще на 12 месяцев: в этот период художник жил в Бретани, писал морские виды и портреты артистки парижской Гранд-Опера Рене.
Все были уверены: Щербиновского ждет блестящее будущее, а из пенсионерских поездок он вернется с уникальными работами. Однако в Россию художник, по воспоминаниям Игоря Грабаря, «не привез ничего такого, что было бы лучше сделанного им раньше в Петербурге и Москве». Городские пейзажи Парижа на академической выставке 1902 года показались зрителям «пресными», а сам живописец «засох, сдал, выдохся на чужбине». Грабарь предполагал, что «Щербиновский просто не выдержал марки вундеркиндства, его слишком набаловали, нахвалили, слишком превозносили: его отравили самым страшным для художника ядом, ядом самовлюбленности».
Художественное образование Михаил Демьянов начал получать в 1892 году, и около 10 лет обучался мастерству пейзажа у Исаака Левитана. В 1903 году поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств, в мастерскую Александра Киселева, и спустя 7 лет окончил ее с отличием. Конкурсная картинка «Старые годы» не только принесла Демьянову звание художника, но и подарила заветную поездку, а также премию братьев Ендогуровых как «достойнейшему из пейзажистов».
В 1911 году живописец отправился в Париж, затем — в Берлин, Мюнхен, Рим и Венецию, где «осматривал музеи и памятники старины, попутно работая». В картинках Демьянова, созданных за рубежом, отчетливо заметна увлеченность странами, которые он посетил, и художниками, чьи произведения увидел. Так, во «Фламандской женщине» он экспериментирует с образами и линиями Ван Гога, которые подхватил на кисть, путешествуя по Голландии и Фландрии. К сожалению, Демьянов не успел применить на практике весь полученный за границей опыт: в 1913 году художник умер.
Ефим Чепцов из Курской губернии с детства помогал отцу-иконописцу, а в 1903 году уехал на 2 года во Флоренцию расписывать русскую православную церковь. С 1905 по 1911 год учился в Императорской Академии художеств у жанриста Владимира Маковского. В 1912 отправился в Париж по специальной путевке, а затем — на Капри, где пробыл около восьми месяцев. В Италии плодотворно работал над жанровыми сценами: сюжеты из повседневной жизни напоминают передвижническую традицию, однако в картинах нет назидательности, лишь живой интерес к происходящему и героям, а яркий колорит и импрессионистическая манера подчеркивают атмосферу южного города.
Окончательно вернувшись в Россию в 1914 году, жил в Петербурге и часто работал на родине, в селе Медвенке, где продолжал создавать жанровые произведения, держа в голове завет Репина: «Не пишите Италию, пишите Курскую губернию».
Порфиров окончил отделение исторической живописи в Императорской Академии художеств в 1892 году и сразу же посетил ряд европейских стран. В том числе Германию, Францию и Италию. Но именно последняя сыграла главную роль в творчестве художника. В Риме его приняли в круг русских мастеров, среди которых были Генрих Семирадский, Александр и Павел Сведомские, Степан Бакалович.
Средиземноморские пейзажи, в которых, по словам Сведомского «и воздух, и солнце», стали ключевыми: типичные венецианские мотивы сочетаются с идеализированным итальянским колоритом. Однако такая живопись уже в 1890-х годах носила скорее характер «картинки-открытки» и не сильно цепляла зрителя, поэтому работы художника не снискали большой популярности ни на родине, ни за границей.
Иван Дряпаченко, в отличие от коллег, отправился за границу совершенствовать навыки не «за казенный счет», а на частные средства Николая Струкова. Такая командировка предполагала годичное пребывание с покрытием всех возможных расходов.
Так, 1912 год Дряпаченко проводит во Флоренции, откуда привозит пейзажи, жанровые полотна, библейские сюжеты, возможно, навеянные фресками эпохи Ренессанса. Спустя год он возвращается в Италию (только уже за счет средств Академии художеств). Дальнейшая судьба мастера плохо изучена: известно, что был командирован на фронт во время Первой мировой войны, после которой вернулся на родину, в село Васильевка, где писал колоритные картины. После 1917 года практически не участвовал в выставках и не выезжал из села — может быть, поэтому его творчество не снискало должной популярности.
24.01.23, 19:07
Другие истории
Подборка Buro 24/7