«Я был одним из пионеров в работе с апсайклингом в России». Миша Бурый об экологии, своем проекте для Cosmoscow и «Глине №4»
Миша Бурый — молодой российский художник из Ижевска, один из первых начавший в России практику апсайклинга и переработки производственных отходов. В 2016 году он показал свои скульптуры на II Биеннале уличного искусства «Артмоссфера». Потом была персональная выставка в галерее Ruarts, мастерские и Триеннале «Гаража», что позволило ему масштабировать его практику. В этом выпуске ярмарки Cosmoscow при поддержке Ruinart Art Patronat Мише удалось представить целую серию инсталляций и развить свой проект «Clot». Я познакомился с этим скромным и очень обаятельным художником около двух лет назад в его мастерской арт-резиденции «Гараж», повсюду были обрезки различной печатной продукции и удивительного вида объекты и скульптуры. Поэтому мне особенно было интересно пообщаться с Мишей, поговорить о его планах на будущее и о проекте, который он представил на ярмарке Cosmoscow в Центральном Манеже.
В России тренд на экологичность во многом случился, когда в 2019 году вступил в силу закон о раздельном сборе мусора. Тогда почти во всех дворах столицы появились дополнительные баки для вторсырья и многие корпорации стали хайпить на этой теме. Я на тот момент уже несколько лет создавал скульптуры из найденных на производствах отходов. Что же касается российского современного искусства, все еще очень мало авторов, которые в своей художественной практике работают с темой экологии, апсайклинга тем более. Не хочу, конечно, показаться нескромным, но, кажется, я был одним из пионеров в работе с этой темой в России.
Апсайклинг является неотъемлемой частью моей практики. Однако, так как в моих работах ключевую роль играет их многослойность и многогранность, в них всегда присутствуют разные уровни прочтения. Реклама для меня являет собой квинтэссенцию, некий отпечаток современной культуры в режиме реального времени. Для меня этот момент — соприкосновение с современным культурным массовым кодом, как с визуальной, так и с нарративной точек зрения. Работа с перекодированием и расшифровкой этих символов массовой культуры также важна в моей практике, как и работа с остатками производств. Это своего рода второй столп моей художественной практики.
На самом деле, то, с чем я работаю, — это своего рода динозавры. Рекламы сейчас намного больше в онлайне, чем в форме печатной продукции. Эта категория мне тоже интересна, например, в работе с видео. Но в виде бумажек, баннеров, постеров мы видим за всем этим еще и человеческий труд. Насколько это должно быть важно, чтобы быть напечатанным.
Я уже упомянул, что реклама в диджитале может быть интересна для работы с видео, например. Но дематериализация каких-то сфер подразумевает тот же процесс в других областях, искусстве в том числе. Придется делать NFT, видимо. Но я уверен, что печатать рекламу в обозримом будущем не перестанут. И еще мне кажется, что глобально мусор не исчезнет. Я надеюсь, что появятся инструменты или процессы, которые будут перерабатывать эти остатки не на 1%, а на 100%.
Мне кажется, что абстрактная скульптура, как и абстрактная живопись, не выходит из тренда. Конкретно в моей работе как раз специфика материала определяет сложность. Не все понимают, как, грубо говоря, скульптура из мусора может содержать ценность. В России публика часто просто не готова это воспринимать как искусство, хотя, конечно, в последние несколько лет отношение к этому меняется в позитивную сторону. Паблик-арт мне очень интересен, жду подходящих предложений в этой области.
Я в последнее время был настолько занят проектами, подготовкой огромной инсталляции на Cosmoscow, например, что меня лично всеобщий интерес к этому событию никак не задел, на это просто не было времени. Прикольный пиар-ход, наверное, раз до этого всем есть дело.
Да, конечно. Если коротко, для меня это сгусток или метафора современного образа жизни. Мне нравится думать о моих работах как о слепке современного человека, созданного из отходов его потребления — материальных, смысловых, визуальных.
Конечно, раздельный сбор мусора. Но я как раз в своих работах люблю совмещать разные виды материалов, потому что, несмотря на экологию и тренды, мы потребляем все подряд: еда в пластиковой упаковке хорошо идет под кино на компьютере или телефоне. Если ты не купил подписку, то еще и кучу рекламы посмотришь во время фильма.
Я не дохожу до фанатизма, как многие мои знакомые. Однако, конечно, у меня дома две мусорные корзины: одна для пластика, стекла и картона, другая для всего остального.
Открытые мастерские «Винзавода» и мастерские музея «Гараж» прежде всего дали мне возможность масштабировать мои идеи. Создавать большие объекты в маленькой мастерской просто невозможно. Грант Ruinart продолжил эту цепочку, и последние несколько месяцев я работал над инсталляцией, которую представил на Cosmoscow. Очень благодарен тем институциям и людям, которые верили и поддерживали меня все это время.
Проект для Ruinart — это продолжение или развитие проекта «Clot», часть которого была представлена на Триеннале в музее «Гараж» в прошлом году. Если на Триеннале зрителю были представлены отдельные скульптуры, то в инсталляции для Ruinart я развиваю идею системности и взаимосвязи различных элементов, тем самым говоря уже не об отдельных идентичностях, сотканных из материальных следов, а о вариативности и возможности трансформации общего в зависимости от фигураций сборки. Для меня в целом очень важна идея конструктора. То есть в продолжении серии «Clot» мы видим некое количество скульптур, объединенных в единую инсталляцию. Эти скульптуры могут одновременно существовать как автономные работы или восприниматься как единая экосистема.
Это очень интересная тема для меня сейчас. В ближайшем будущем мне как раз предстоит сделать своего рода коллаборацию с «Чердаком». Это стартап, который делают очень милые ребята. Если вам негде хранить дома вещи, то они предлагают хранилище. Они меня поддержали после окончания Триеннале и разместили мои работы на хранение. Они предложили мне поработать с теми вещами, которые были у них на хранении, но потом от них отказались. Планирую приступить к этому проекту, как только появится время. Всем же интересно посмотреть, что люди хранят?
Huma Bhaha
Thomas Houseago
Sarah Sze
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7