Вчера писатель и автор медиапроектов Михаил Зыгарь представил спектакль-променад «Рок-Тверская» Мобильного художественного театра. Это прогулка по главной улице города в наушниках, где со слушателями говорят ключевые фигуры российской рок-сцены — Борис Гребенщиков, Илья Лагутенко и Андрей Макаревич. В спектакле голосом журналиста Михаила Козырева рассказывается о волне популярности русского рока в 1990-е. Прогулка проходит от Триумфальной до Манежной площади — по знаковым местам рок-тусовки тех лет.
Перед началом премьеры Мобильный художественный театр вместе с Facebook, который в этом году запустил программу Theatre Going Digital, провели круглый стол о роли соцсетей и диджитал-инструментов в трансформации искусства c участием Михаила Зыгаря, режиссера Максима Диденко, актрисы Ингеборге Допкунайте и Ульяны Зининой, руководителя Facebook по связям с госорганизациями России. BURO. решило попросить авторов проекта и гостей события назвать худшие и лучшие примеры влияния технологий и соцсетей на культуру.
Писатель
Появление новых источников и носителей информации ведет только к увеличению спроса, но никак не к обратному. То, что меньше людей стало читать бумажные книги, не значит, что люди в целом меньше стали читать — просто появились новые способы. Я сам ненавижу бумагу: ее хруст, скрип и все тактильные ощущения раздражают меня. Я счастлив, что могу читать в мобильном телефоне или слушать аудиокниги. Так что всячески поддерживаю любое диджитал-развитие — оно идет только на пользу.
Режиссер
Моя творческая деятельность непосредственно связана с внедрением новых технологий. Мы разрабатываем новое приложение мобильного театра, конкурента МХТ, еще и с дополненной реальностью. Из-за этого мне сложно говорить о негативном влиянии социальных сетей на культуру. Считаю, что они сегодня должны сосуществовать вместе.
Певица
У нас сегодня есть уникальная возможность получать любую информацию через социальные сети. Я могу послушать музыку, сходить в кино, прочитать книгу и посмотреть выставку, не отходя от экрана мобильного телефона. С другой стороны, неправильно, например, изучать художественное искусство виртуально — нужно ходить в музеи и видеть его вживую. То же самое с фильмами: некоторые из них созданы только для просмотра в кинозале.
Писатель
Социальные сети, безусловно, девальвировали культуру. Моя книга — живой тому пример: без социальных сетей она вряд ли бы дошла до читателя, ее хотел запороть каждый редактор. Тем не менее это был большой успех, при том что там есть явные литературные огрехи. Сеть дает возможность донести свое искусство таким, какое оно есть, — без жесткой редактуры, что не очень хорошо. Из положительного — нет больше людей, запрещающих художнику творить или решать, какому количеству людей оно будет доступно. Сегодня искусство находится между абсолютной свободой и девальвацией.
Театральный критик, соавтор проекта МХТ
Социальные сети стали неотъемлемой частью жизни. Мы все зависимы от мессенджеров, мобильной связи и интернета. При этом есть много положительных примеров слияния культуры и технологий: фильм Тимура Бекмамбетова «Убрать из друзей» на экране компьютера или спектакли о фейсбуке.
Продюсер
Социальные сети — часть культуры. Они внедрены в современное, кино- и театральное искусство. МХТ Михаила Зыгаря — пример актуального слова в актуальной культуре, а творчество Александра Цыпкина — пример слияния литературы и инстаграма. Такое искусство формирует современное сознание человека. Оно не должно нравиться — главное, вызывать эмоцию и запустить диалог. Сюжеты о ханжестве на кухне и натюрморты уже неинтересны. Когда-то Щукин был главным визионером в этом плане: он смог собрать непонятное тогдашнему зрителю искусство и превратить его в культ.
Послушать «Рок-Тверскую» можно
в приложении МХТ