Детали выставки «Венеция Ренессанса» в Пушкинском музее
Выставка венецианского Ренессанса в лице его самых ярких представителей — Тициана, Тинторетто и Веронезе — открыта в ГМИИ до 20 августа. Рассказываем, как смотреть шедевры из итальянских и российских собраний.
О концепции выставки
Имена Тициана, Тинторетто и Веронезе знакомы зрителю наравне с Рафаэлем и Леонардо — полотна мастеров венецианского Ренессанса есть во всех крупных собраниях, а выставки классического искусства редко обходятся без их работ. В Пушкинском музее их представили как современников, но отнюдь не всегда соперников. Тем не менее художники происходили из разных городов, значительно отличались темпераментом, и каждый из них обладал своим кругом заказчиков.
Веронезе и Тинторетто были на поколение младше Тициана — в то время как он боролся за заказы с Лоренцо Лотто, Якопо Пальмой Старшим и Порденоне, о чем красочно повествует Джорджо Вазари, Веронезе и Тинторетто еще даже не начали свои первые шаги в живописи. Не терпящий соперников Тициан в качестве собственного преемника признал именно Веронезе — ему художник вручил золотое ожерелье и назвал его лучшим из всех мастеров, кто расписывал библиотеку Сан-Марко. О Тинторетто есть другая легенда: юноша учился в мастерской Тициана, однако художник выставил его за дверь через 10 дней после начала занятий, позавидовав таланту подмастерья.
Стиль обоих живописцев формировался в условиях непререкаемого авторитета Тициана, что в первую очередь повлияло на цветовую палитру и манеру письма. На выставке нет разделения между залами по мастерам или хронологии — крупноформатные работы Тинторетто соседствуют с Веронезе, а главную ось Белого зала и колоннады соединяют тонкая по своему письму «Саломея» Тициана и масштабная «Тайная вечеря» Тинторетто.
Венецианская живопись в экспозиции выставки
Говоря о золотом веке венецианской живописи, как правило, подразумевают 20-е–60-е годы XVI века. В этот период в Венеции помимо упомянутых мастеров работают также Парис Бордоне, Якопо Пальма Старший, Порденоне, Лоренцо Лотто и другие. Если в XV столетии пальму первенства среди итальянских живописных школ занимает Флоренция, где работают Боттичелли и Леонардо, на рубеже веков — Рим с Микеланджело и Рафаэлем, то к середине XVI столетия одним из важных центров становится и Венеция. В то время как многочисленные последователи Микеланджело и Рафаэля без устали копируют «Битву при Кашине» и фрески в ватиканских станцах, развивая тем самым жанр маньеризма, венецианские художники следуют за колористическим мастерством Раннего Возрождения в Венеции — Витторе Карпаччо и Джованни Беллини. Именно это свойство цвета, которое часто объясняют венецианскими видами, прозрачностью воздуха и голубизной лагуны, станет отличительной чертой для всех художников венецианской школы. В отличие от своих современников, флорентийских маньеристов, стремившихся к правильности форм человеческого тела и гармонии архитектурных композиций, главным для венецианцев становится колорит, который они прорабатывают тонкими лессировками.
Религиозные и мифологические сюжеты
Среди произведений в Белом зале сложно выделить более значимые: «Похищение Европы» Веронезе соседствует с «Грехопадением Адама и Евы» Тинторетто, а «Венера и Адонис» Тициана — со «Снятием с креста» Тинторетто. Однако если религиозные сюжеты вполне очевидны и для неподготовленного зрителя, то с мифологическими все не так просто. Как правило, художники обращались к «Метаморфозам» Овидия или другим античным текстам. Так, «Похищение Европы» было одним из наиболее популярных мифов в эпоху Возрождения — история повествует о молодой женщине, которую похищает превратившийся в быка Зевс. Веронезе облачает героев античного мифа в одеяния венецианок и переносит античных богов и героев в мир своих современников.
Отдельного внимания заслуживает и картина Тициана «Венера и Адонис» из московского фонда «Классика». Она стала одной из первых в серии аналогичных картин и послужила прототипом более известных композиций на эту тему, в том числе из коллекции музея Прадо и Метрополитен-музея. Возлюбленный Венеры, герой Адонис, погиб во время охоты, и, чтобы сохранить о нем память, богиня вырастила из крови Адониса цветок — анемон.
Одно из наиболее важных произведений на выставке — «Саломея» Тициана. Она располагается в апсиде и, хотя и уступает большинству полотен по формату, производит впечатление не менее сильное. Взгляд Саломеи, попросившей за свой танец у царя Ирода голову Иоанна Крестителя, спокоен и безмятежен, в то время как служанка слева определенно взволнована. Несмотря на свой грех, Саломея словно находится в состоянии внутреннего созерцания, непоколебимая внешними событиями. Бросая взгляд от Саломеи в другой конец экспозиции, зритель сталкивается с «Тайной вечерей» из церкви Сан-Маркуола. Произведение относится к раннему периоду и считается одним из первых, созданных художником для скуол — религиозных братств, собиравших благотворительные взносы на нужды сообщества.
Заказчики и их портреты
В отличие от Тициана и Веронезе, Тинторетто много работал не на частных заказчиков, а для распространенных в Венеции скуол. Здесь можно вспомнить оформление скуолы ди Сан-Рокко, композиции которой потом копировали итальянские и северные художники, и отдельные крупноформатные полотна. Несмотря на наличие святого покровителя, скуолы были преимущественно светскими организациями и располагались буквально в каждом квартале Венеции.
Тинторетто писал произведения «народного» характера и делал ставку скорее на количество, чем на качество, — даже разработал скоростную технику исполнения, а также мог предложить более низкие цены, чем его конкуренты. На выставке можно увидеть и написанные им композиции для церквей — «Крещение Христа» для Сан-Сильвестро и «Встреча Марии и Елизаветы» для доминиканского монастыря.
В плане портретов Тинторетто скорее брался за заказы от дожей и прокураторов, то есть политической верхушки Венеции. К таким работам относится экспонируемый на выставке «Портрет прокуратора Антонио Капелло». Веронезе, в свою очередь, писал образы разбогатевшей венецианской буржуазии — класса, к которому сам принадлежал. Среди его портретов на выставке представлен «Дворянин в мехах», изображающий Даниэле Барбаро, эрудита и ученого, переводчика Витрувия, автора главного античного трактата об архитектуре.
Тициана, напротив, принято считать портретистом высших политических и религиозных лиц. Именно ему принадлежат портреты императора Священной Римской империи Карла V и папы Павла III, а также целого ряда наиболее могущественных людей эпохи. На выставке представлен его портрет кардинала Алессандро Фарнезе, сына папы Павла III, которого называли «великим принцем Возрождения» благодаря его меценатской деятельности, на что намекает элегантная перчатка в руке. Ревностный католик, именно он инициировал строительство церкви Иль-Джезу в Риме — главного оплота иезуитов.
Хотя на выставке представлено чуть более двадцати картин, они дают весьма яркое представление о венецианском искусстве середины XVI века. Палаццо Барберини и галерея Дориа-Памфили в Риме, галерея Академии в Венеции, Музей Кастельвеккьо в Вероне, Национальная картинная галерея и целый ряд церквей позаимствовали для московской выставки дополняющие друг друга полотна, которые едва ли скоро можно будет увидеть вместе снова.
26.07.17, 17:41
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7