Новый Щукин и Морозов: Анастасия Постригай — о том, кто такой Антон Козлов и почему его коллекции надо видеть

Колумнист BURO. и искусствовед Анастасия Постригай рассказывает о коллекции соучредителя фонда «Новые коллекционеры», автора YouTube-канала «Пока все дома у Антона» и большого фаната искусства Антона Козлова, которую прямо сейчас можно найти на выставке в Мультимедиа Арт Музее.

Анастасия Постригай

колумнист BURO., искусствовед, галерист и ректор Академии Op Pop Art

Начинающие коллекционеры обычно спрашивают, как понять, где грань между хорошим и плохим искусством. Ответ обычно простой и сложный одновременно: хорошее смотрите, плохое не смотрите, и через пару лет будете в теме. К счастью, прямо сейчас всем интересующимся можно давать очень конкретный адрес, где смотреть то самое хорошее, — в Мультимедиа Арт Музее идет выставка «Расположение картин зависит от вкуса», где в числе прочего замечена часть коллекции Антона Козлова. А это, если хотите, самые сливки.

Антону Козлову удалось собрать потрясающую коллекцию всего за пять лет. Он провел такую работу, какой обычно занимаются музеи. И это с учетом того, что у частного лица явно меньше ресурсов, чем у институции. Но тут есть некоторое противоречие: то, за что коллекционеры готовы отдать любые деньги, музеи еще не включили в свои приоритеты. Антон Козлов много общался с наследниками художников и людьми из их окружения, коллекционерами, арт-дилерами, и собрал около тысячи произведений. И хотя в его планах отследить развитие российского искусства за сто лет, с 1957 по 2057 год, он уже начинает активно показывать свои сокровища.

Для любого коллекционера и галериста выставка в МАММ — Диснейленд. Возможно, кто-то из искусствоведов-снобов на этой ноте решит, что такой образ может быть антирекламой. Но для меня он означает зашкаливающие эмоции и восторг! Здесь представлены самые желанные работы, лучшие периоды творчества ключевых имен. Шестидесятники, концептуалисты разных поколений, ленинградский андеграунд — сейчас это самые актуальные направления в коллекционировании.

И это не просто произведения известных художников, а концентрат хрестоматийных работ. Если Юрий Злотников — то «Сигнальная система» (а ее почти невозможно уже достать для коллекции), если Тимур Новиков — то его «тряпочка», текстильный пейзаж с кораблем (подобная работа обойдется в миллионы рублей), если Лидия Мастеркова — то абстракция в смешанной технике, будто сшитая из лоскутов. Особенно была рада увидеть работы Риммы Герловиной — ее интерактивные кубики с концептуальными текстами. Тем более что Козлову было непросто их найти — художница вместе с мужем Валерием Герловиным, который также был концептуалистом, эмигрировали в США в 1979 году. Как рассказывает сам Антон, первые четыре кубика для своей коллекции он купил у художницы Елены Елагиной, а остальные буквально вернул на родину спустя сорок с лишним лет. Эти работы были как раз из тех, которые Римма Герловина забрала с собой в эмиграцию.

Тимур Новиков «Ботнический залив», 1989 год

Но искусство из коллекции Козлова цепляет не только своей ценностью для истории. В нем отражается культурный код. Например, как коллекционер и галерист я смотрю на работы Виктора Пивоварова и понимаю: это лучшие его периоды, 1970-е и 1990-е годы, достать такие для коллекции весьма сложно. При этом на сердце просто по-человечески тепло от его работы с женщиной в платочке, идущей за покупками. Эта картина, написанная эмалью по холсту, входит в серию «Квартира 22» и отражает воспоминания художника о детстве в коммунальной квартире в конце 1950-х. Здесь все персонажи — реальные люди, родственники, соседи или друзья. Я родилась значительно позже, но все равно этот быт ощущается как знакомый и родной. Работа очень теплая, хотя она почти схематичная, в приглушенных тонах и с минимумом деталей.

Виктор Пивоваров «Три кило картошки», из серии «Квартира 22», 1992–1995 годы

Интересно, какие имена были подобраны для выставки из числа современных художников. Это прямые наследники советского неофициального искусства, они продолжают эксперименты концептуалистов. И сохраняют тот же душевный вайб. Работы Ани Желудь очень органично соседствуют с той самой работой Пивоварова из серии «Квартиры 22». Силуэты классической эмалированной посуды, собранные вокруг надписи: «Помойки нет мусор девать некуда насос из колодца украли» (забавно, что этот крик души понимаю как никто, потому что у меня действительно украли с дачи насос). Алина Глазун делает инсталляции и скульптуры, а еще работает с эстетикой советских плакатов. И вот на иллюстрациях с классическим утром пионера красуются надписи с щепоткой экзистенциального кризиса: «Эта звенящая пустота во мне», «Эта звенящая пустота вокруг».

Аня Желудь, работы из серий «Другая икона» и «Полбеды, или Иллюзия быта»

Алина Глазун, диптих «Эта звенящая пустота», 2024 год

Алина Глазун, диптих «Эта звенящая пустота», 2024 год

Большое внимание на выставке уделили супружескому дуэту МишМаш — художникам Мише Лейкину и Маше Сумниной, которые работают администраторами хаоса и находят порядок в том, в чем его и быть не могло. Антон Козлов — счастливый обладатель фрагмента инсталляции «Будь мягче. Будь тверже» (часть его хранится в Третьяковской галерее), и его можно увидеть на первом этаже МАММ. Сам Антон Козлов отмечает, что этот проект работает в двух измерениях. Если приблизиться, можно рассмотреть разные камушки за стеклом, одетые в вязаные «шапочки». Но стоит отойти, и получается абстрактный пейзаж с четкими полосами неба, зелени и земли. А еще на выставке сейчас есть квазипейзажи МишМаш из серии «Карты» и работа «Хидеоизм» — так называется эстетический принцип, когда красивое пробивается из случайного.

МишМаш «Будь мягче. Будь тверже», 2008–2011 годы, фрагмент

Выставка коллекции Антона Козлова в МАММ — это чистый восторг для любого, кто интересуется современным искусством. А еще хорошее напоминание о том, какую важную роль могут играть коллекционеры. Не просто покупать в удовольствие — лучше становиться новыми Щукиными и Морозовыми, теми, кто раньше всех увидит по-настоящему ценное, упакует это в цельную концепцию и сохранит для многих поколений.

26.03.25, 18:59